Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) » Технологии работы и инструменты конкурентной разведки » Особенности планирования в КР |
![]() |
<<Назад Вперед>> | Страницы: 1 * 2 3 4 | Печать |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5563 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 4 июля 2009 6:47 Сообщение отредактировано: 4 июля 2009 6:48 Генрих Лемке написал: разведка новых рынков, и технологии, и поиск новых ниш и сегментов деятельности и т.д. А можно чуть подробнее на этом остановиться? Каким образом КР ищет новые ниши, рынки и сегменты деятельности (кстати, что это такое?)? Почему их ищет КР, а не те, кому по штату положено этим заниматься? Это не подколка. Я действительно серьезно задаю вопрос. Диего, существует два разных направления включения КР в структуру предприятия. Первое - то, которое описывает Генрих - для крупных предприятий. Пожалуй, даже для очень крупных. Я видел буквально единицы таких, причем половина так и не смогла доказать свою эффективность - прежде всего, потому, что собственник не склонен во многих случаях ни с кем делиться своими планами. Тем более, с наемными сотрудниками. А семьи у нас не такие большие, чтобы идти по арабскому варианту - когда вся охрана, разведка, директора, водители повара и уборщики - члены одного клана (хотя и у арабов бывают проколы - когда члены семьи бомбы друг другу подкладывают). Второе - то, на чем специализируюсь я, и что работает вообще всегда (с разной эффективностью на разных предприятиях, разумеется, но работает) - это "КР как вторая функция сотрудника предприятия". Их до стратегии допускают исчезающе редко (как и большинство других людей на предприятии), но свою работу, применяя КР, ониделают намного лучше. Просто потому, что уже на этапе планирования работы умеют задавать себе вопрос "а зачем?" - не в плане лени, а в плане дальнейшего практического использования информации. Но в таком варианте никакие отделы КР не создаются вообще. Хотя, надо отметить, что подобные сотрудники значительно чаще, чем до овладевания КР, оказываются приглашенными на неформальные посиделки в составе: собственник, гендир, СБ, На которых и решаются вопросы постановки стратегических задач и мозговые штурмы по этому поводу. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Генрих Лемке |
[q=CI-KP] Первое - то, которое описывает Генрих - для крупных предприятий. Пожалуй, даже для очень крупных. [/q] С этим мне трудно согласиться, но эффективное развёртывание разведывательной системы (во всяком случае по моему опыту) возможно в тех компаниях, которые планируют свою деятельность на более или менее долгосрочную перспективу (с глубиной от года и более) и, соответственно, имеют некие цели бизнеса, которых и стремятся достичь. [q=CI-KP] Каким образом КР ищет новые ниши, рынки и сегменты деятельности (кстати, что это такое?)? Почему их ищет КР, а не те, кому по штату положено этим заниматься? [/q] Иногда чётко сформулировать конкретные цели специальных исследований достаточно сложно. Возьмём гипотетическую постановку задачи (круг их достаточно широк) увеличения прибыли на (или в) энное кол-во процентов. Реализация этой цели может быть достигнута разными способами (которые, как правило, определяются в процессе сопутствующего мозгового штурма). Поиск новых ниш и возможных сегментов бизнеса и деятельности осуществляется подразделением КР в тех случаях, когда таковой поиск (и последующий выход в новый сегмент) не является основной стратегией, целенаправленно осуществляемой компанией и осуществляется КР в рамках поиска новых возможностей для бизнеса компании. |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5563 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Говоря о том, что именно крупне копании создают отдельное подразделение КР, я исходилл из практики, которая показывает: создание отдельного подразделения крайне болезненно воспринимается в небольшой компании. Там эти функции либо выполняются обученными сотрудниками в рамках своих функций, либо собственником. Кстати, нередко СБшники становятся костяком службы КР. Это обычно бывает в бизнесах, понимание нюансов которого не требует углубленного изучения дисциплин в рамках университетской программы. Разумеется, в ютом случае СБшники перестают заниматься СБ. А по тому, как КР может найти новые рынки, я все равно не понял. Если можешь привести пусть и гипотетический пример - было бы хорошо. Мозговой штурм, как мне кажется, не специфический мето работы КР. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Цайрус Грин |
[q=Диего]А можно пояснить систему взаимодействия с отделом (службой) маркетинга? [/q] В данном вопросе мне более близка точка зрения CI-КР. Когда методы и методология работы КР повышают эффективность работы отдела маркетинга. КР в данном случае, задает более высокие стандарты работы с информацией (сбор, фиксирование, хранение, анализ, подача). [q=CI-KP]Маркетинг и КР пересекаются, но не идентичны. [/q] Евгений, поясните, в каких задачах или принципах работы КР выходит за рамки маркетинга? Ваш тезис о том, что "КР умеет работать с отдельным человеком как носителем информации, а маркетинг - вообще не рассматривает такое явление" мне кажется весьма спорным. Не совсем пока понимаю, почему с точки зрения маркетинга конкретный человек вообще не рассматривается как носитель информации? Осветите также и другие аспекты работы, в которых КР на Ваш взгляд выходит за рамки маркетинга. |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5563 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 4 июля 2009 14:09 Сообщение отредактировано: 4 июля 2009 14:12 Цайрус Грин написал: Евгений, поясните, в каких задачах или принципах работы КР выходит за рамки маркетинга? Если Вам мой тезис кажется спорным - приведите, пожалуйста аргументы. Насколько я информирован, в основе маркетинга лежит сегметирование - разделение объектов интереса на группы, и объединение в эти группы. Где там место отдельному человеку? Прямое взаимодействие с человеком как носителем информации там есть разве что в фокус-группе. Но и это тоже - группа по большому счету. Проведение активных мероприиятий - еще одна сфера, где КР не совпадает с маркетингм. Скорее, пересекается с PR, но и от его работы отличается. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Генрих Лемке |
[q=CI-KP] Говоря о том, что именно крупне копании создают отдельное подразделение КР, я исходилл из практики, которая показывает: создание отдельного подразделения крайне болезненно воспринимается в небольшой компании. Там эти функции либо выполняются обученными сотрудниками в рамках своих функций, либо собственником. [/q] Создание отдельного подразделения КР может восприниматься болезненно только в одном случае - когда таковое подразделение создаётся на предприятии гласно и открыто (и об этом известно сотрудникам др. отделов). В этом случае достаточно одной небольшой утечки во вне и вот уже на деловой репутации компании стоит несмываемое клеймо организации, практикующей методы промышленного шпионажа (даже в том случае, если ни одной задачи по исследованиям не осуществлялось вовсе). "Снаружи" никто не будет разбираться с тем, что содержат в себе методы разведки, вполне достаточно того, что конкурент занимается разведкой в отношении меня - надо ли продолжать дальнейшую цепочку логических рассуждений конкурентного окружения, превращающих методы КР в методы промышленного шпионажа. Ситуация, на мой взгляд НЕДОПУСТИМАЯ, поскольку под корень режет секретность существования, а, следовательно, и эффективность деятельности ещё только разворачиваемой разведывательной структуры. Технологию развёртывания описывать здесь не буду (писал об этом ранее в своих книгах), но вся тонкость заключается в том, что небольшая объединённая группа сотрудников (из разных отделов компании: маркетинг, Pr, планирование, снабжение, технологий и разработок и т.д.) создаётся на неофициальной основе, как рабочая группа для решения специальных задач, при этом, официально, сотрудники группы остаются в штате своих отделов, а их официальный оклад по ставке не изменяется. Таким образом, фактически имея в своём штате отдел специальных исследований, компания НИКАКИМ отделом разведки НЕ располагает, а о существовании и истинном предназначении вновь созданной группы знает один, от силы два человека. Сотрудники группы частично освобождаются от своих обязанностей (в связи с работой в новой группе), но продолжаю работать в своих отделах являясь проводниками обратной связи и находясь в курсе изменений, с которыми сталкиваются их "родные" отделы во внешней среде. [q=CI-KP] Кстати, нередко СБшники становятся костяком службы КР. Это обычно бывает в бизнесах, понимание нюансов которого не требует углубленного изучения дисциплин в рамках университетской программы. Разумеется, в ютом случае СБшники перестают заниматься СБ.[/q] Поскольку речь идёт о специальных исследованиях рынка и рыночных возможностей (а не криминальных угроз или факторов недобросовестной конкуренции в рамках обеспечения безопасности компании) я не поддерживаю такого направления развития и развёртывания системы разведки предприятия. В плане развёртывания мне приходилось работать и с СБ-шниками, и со сборными командами специалистов по бизнесу. Мой личный опыт показывает, что работа сборной команды спецов по бизнесу всегда более эффективна, а их подходы к решению задач исследования рынка на предмет новых возможностей, как правило, всегда более многовариантны и менее рискованы, но весьма эффективны, тем более, что достаточно часто эти спецы уже имеют наработанные контакты с потенциальными источниками информации во внешней среде. Впрочем, с первыми (СБ) предпочитаю не работать, поскольку не являюсь профессионалом в сфере обеспечения безопасности или коммерческой контрразведки. [q=CI-KP] А по тому, как КР может найти новые рынки, я все равно не понял. Если можешь привести пусть и гипотетический пример - было бы хорошо. Мозговой штурм, как мне кажется, не специфический мето работы КР. [/q] Мозговой штурм, как правило, выступает начальной фазой решения поставленных задач, когда в ходе его проведения определяются потенциальные варианты решения задачи, а также вероятные методы исследований и ориентировочные объёмы информации, направления поиска и источники сведений. Из множества вариантов решений задачи выбираются наиболее реалистичные и незатратные. Ну, к примеру, гипотетическая задача на повышение доходов и общей прибыльности может быть решена путем: снижения издержек (новые технологии; сокращения производственных циклов; оптимизация цепочек маркетинговых коммуникаций, бенчмаркинг и т.п.); повышения производительности (опять-таки новые технологии, но уже несколько иной направленности; модернизация технологических и бизнес-процессов; бенчмаркинг и т.п.); выходом в новые сегменты рынка, обладающего необходимым потенциалом сбыта; изменения самой продукции (услуг) (т.е. - разведка предпочтений клиентов и потребителей); .... полагаю имеется ещё немало возможностей решения данной задачи, зависящих от конкретных особенностей бизнеса компании. Естественно, что специальные исследования осуществляются в той полосе (или направлениях) поиска, которые не охвачены уже существующими отделами компании (информация об уже осуществляемых сферах поиска поступает разведке по каналам обратной связи - ведь сотрудники группы прекрасно осведомлены, какими задачами в данный момент занимаются их "родные" отделы). |
Генрих Лемке |
[q=Цайрус Грин] В данном вопросе мне более близка точка зрения CI-КР. Когда методы и методология работы КР повышают эффективность работы отдела маркетинга. КР в данном случае, задает более высокие стандарты работы с информацией (сбор, фиксирование, хранение, анализ, подача). [/q] Если КР повышает эффективность работы отдела маркетинга, [b]ТО, скорее всего[/b] это служба разведки отдела маркетинга, [b]НО НЕ[/b] разведывательная система компании в целом. Долгосрочные стратегические цели бизнеса (с учётом особенностей развития) могут не совпадать с текущими маркетинговыми задачами,а, следовательно, большой пласт потенциальных возможностей для бизнеса выпадает (в случае разведки подчинённой маркетингу) из поля зрения разведывательной системы компании. |
tungus1973
Модератор форума
Откуда: г. Санкт-Петербург Всего сообщений: 795 Рейтинг пользователя: 11 Ссылка Дата регистрации на форуме: 3 июля 2009 |
КР очень плотно пересекается с психологией и социологией организаций, а маркетинг с психологией и социологией потребителей. Маркетолог может дать руководству рекомендации, основываясь на поведении потребителей или маркетинговый ход конкурента. Специалист КР в своих рекомендациях учтёт психологические портреты, шаблонные действия топ-менеджеров конкурента, а также оценит производственный и человеческий потенциал фирмы, воздействие на ситуацию её деловых связей. Дело не в том, кто "круче" - маркетологи или специалисты КР, или кто из них мыслит правильнее. Просто каждый делает свою работу, используя свои инструменты и методы. А руководитель компании может принять более взвешенное решение, основываясь на рекомендациях маркетологов, разведчиков, и имеющуюся в своем распоряжении дополнительную информацию. |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5563 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 5 июля 2009 10:48 Сообщение отредактировано: 5 июля 2009 10:53 Генрих Лемке написал: Создание отдельного подразделения КР может восприниматься болезненно только в одном случае - когда таковое подразделение создаётся на предприятии гласно и открыто (и об этом известно сотрудникам др. отделов). В этом случае достаточно одной небольшой утечки во вне и вот уже на деловой репутации компании стоит несмываемое клеймо организации, практикующей методы промышленного шпионажа (даже в том случае, если ни одной задачи по исследованиям не осуществлялось вовсе). Не соглашусь. Такого рода подразделения, когда они создаются по инициативе руководства, называют обычно "информационно-аналитическими" или "стратегического развития". Отрицательное отношение к любому раздуванию штатов (а создание отдела именно им и является) воспринимается руководством изначально плохо всегда. потому что руководителя постоянно просят на что-то потратить деньги - и не факт, что на что-то полезное. Отсюда и настороженное отношение к любому затратному проекту. Если же речь идет о том, что действующие сотрудники будут частично освобождены от своих текущих обязанностей, для целей работы в негласно существующем направлении, ситуация принципиально не меняется. Потому что те обязанности, от которых их частично освободили, либо не будут выполняться, либо будут возложены на кого-то, либо будут выполнены тем же человеком в дополнительное время. В любом варианте, кроме первого - это затраты. А в первом - несделанная работа и проблемы, связанные с этим. Учитывая, что в КР-службу берут наиболее талантливых, несделанная ими работа - не есть хорошо. Генрих Лемке написал: В плане развёртывания мне приходилось работать и с СБ-шниками, и со сборными командами специалистов по бизнесу. Тут у нас нет противоречий. Я говорил о том, что выходцы из СБ могут во многих случаях быть отличными руководителями КР. Именно по этому поводу был спор в одной из веток этого форума. Привлекать же к работе они в любом случае будут разных людей, т.к. у КР работа всегда проектная, а разные проекты требуют разных видов работ. Поэтому "сброд" будет в любом случае. Но списочный состав этого "сброда" не будет идентичным. Вот поговорите с curios'ом, который присутствует на этой площадке - он идеально может справиться (и успешно справляется) с функциями КР, хотя вообще занимался все время СБ. Вряд ли он в открытом эфире много расскажет, но при личном общении - наверняка. Генрих Лемке написал: Если КР повышает эффективность работы отдела маркетинга, ТО, скорее всего это служба разведки отдела маркетинга, НО НЕ разведывательная система компании в целом. А вот тут Вы, на мой взгляд, не только не вполне правы, но и сами себе немного противоречите. Вы верно заметили: Генрих Лемке написал: Сотрудники группы частично освобождаются от своих обязанностей (в связи с работой в новой группе), но продолжают работать в своих отделах являясь проводниками обратной связи и находясь в курсе изменений, с которыми сталкиваются их "родные" отделы во внешней среде. Слова "частично" и "продолжают работать в своих отделах" цветом выделил я. Частично освобождаются, а в остальном - нет. Но ведь на может же человек вернуться в свой отдел маркетинга и, приступив к прямым обязанностям его сотрудника, забыть методы работы КР ![]() Это же образ мышления, а не материальный предмет, который можно убрать в ящик стола и забыть до следующего раза. поэтому естественно, что отдел. в котором работает специалист КР, выиграет от этого. Более того, как показывает практика, глядя на его работу, еще и остальные учатся понемногу, перенимают методы и подходы. Это не значит, что они информированы о "второй жизни" коллеги. Просто, когда "разведывательный цикл" начинает применяться в решении проблем, это очень заметно. И высокая результативность тоже. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Диего |
На сколько я понял, взаимоотношения отделов маркетинга и КР лежат, в основном, в области применения полученной информации, так как анализ положения на основном и альтернативных рынках, действий конкурентов, возможностей и угроз (и т.д.) - критерии и маркетинкового анализа и КР. Особенности есть, но они, скорее, не порядке и направлениях сбора информации, а в направлениях ее анализа и выводах. Я также бы (как и CI-KP) не исключал конкретных лиц как источников информации для маретинговых исследований. Умение работать с как социальными группами, так и с отдельными лицами входит в программу обучения специалистов по маркетингу (в том числе с получение информации без расшифровки целей, апосредованное воздействие на человека и т.д.). Красивая мысль - применить для организации КР на небольшом предприятии при решении возникающих профильных для КР задач рабочие группы из специалистов в разных областях знаний. Несмотря на имеющиеся известные негативные моменты матричных структур (двойная подчиненность членов групп, повышение на них нагрузки по работе и т.д.), в целом, рабочие группы вполне могут обеспечивать потребности среднего бизнеса без особого ущерба для бюджета (при этом и аутсорсинг в КР никто не отменял). Остался открытым вопрос необходимости прямой подчиненности отдела КР (рабочей группы) напрямую на первому лицу (гиганты индустрии, где интересы отдельных департаментов охватывают целые отрасли и регионы, упускаем). На мой взгляд, непосредственное руководство группой должно быть прерогативой именно первого лица, так как именно он занимается стратегическими вопросами предприятия, а это и есть сфера деятельности КР. (?) |
<<Назад Вперед>> | Страницы: 1 * 2 3 4 | Печать |
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) » Технологии работы и инструменты конкурентной разведки » Особенности планирования в КР |
![]() |
Самые активные 20 тем |
![]() |