Правовые основы деловой разведки, как не перейти грань дозво

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Общие вопросы конкурентной разведки »   Правовые основы деловой разведки, как не перейти грань дозво
RSS

Правовые основы деловой разведки, как не перейти грань дозво

<<Назад  Вперед>>Печать
 
ma6yc
Участник

Всего сообщений: 15
Рейтинг пользователя: -1


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
16 авг. 2012


Что такое «конкурентная разведка»? Если провести опрос, то большинство респондентов, в том числе предприниматели, пожмут плечами: «Приличное название для кражи чужих секретов...»

Это распространенное заблуждение далеко не соответствует действительности. В США и странах Европы принято различать конкурентную разведку (competitive intelligence; в России также можно встретить названия «деловая разведка», «бизнес-разведка», «коммерческая разведка») и промышленный шпионаж. Отличие между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем заключается в строгом соблюдении закона в первом случае и нарушениях уголовного, авторского или любого другого права - во втором.

Как я уже упоминал в предыдущих статьях, а описал известный специалист конкурентной разведки Евгений Леонидович Ющук, разведка в бизнесе – это адаптированные к бизнесу, рынку и предпринимательству методы специальных служб и их подходы по информационно-аналитическому сопровождению управленческих задач и проектов бизнеса. Таким образом суть деятельности деловой разведки составляют методы, способы и приемы работы разведки государственной, за исключением тех, использование которых будет являться незаконным. Следовательно, мы исключили из сферы бизнес-разведки все то, что относится к исключительной прерогативе государства. Из курса обществознания мы можем сразу назвать эту специфическую прерогативу - государство единственное обладает правом на легитимное насилие, т. е. государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей. Этот принцип особенно актуален в тех случаях, когда наши разведчики вынуждены нарушать уголовное законодательство других государств.

В рамках деловой разведки мы не встретим перестрелок, пыток, взломов, вымогательства и многого другого, что могут осуществлять только «агенты 007» и не могут, но используют промышленные шпионы, к которым мы не имеем никакого отношения.

«В реальной жизни грань между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем зависит от искусства того, кто её проводит, не вступать в противоречие с уголовным кодексом...» («Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей», Евгений Ющук). Надо также помнить, что в некоторых вопросах имеется отдельное законодательство, к которому уже апеллирует Уголовный кодекс. Типичный пример – банковская тайна: сведения, её составляющие, определяются Федеральным Законом, а санкции за незаконный доступ к ней – Уголовным Кодексом.

Отличием конкурентной разведки от промышленного шпионажа является то, что конкурентная разведка проводится в рамках действующих правовых норм, и свои результаты получает благодаря аналитической обработке огромного количества разнообразных открытых (в том числе и нигде не опубликованных, а законно полученных от их носителей) информационных материалов.

Появление новых информационных технологий (сетевых структур типа Internet, коммерческих баз данных, систем поиска информации и т.д.) и относительная дешевизна доступа к информационным ресурсам позволяют аналитикам конкурентной разведки готовить качественные материалы, пригодные для принятия решений руководством компаний.

Методы промышленного шпионажа ориентированы на использование всех доступных средств для получения искомой информации, включая как прямое нарушение законов, так и неэтичные методы (обман, распространение компрометирующих сведений, выпытывание и т.д.). Методы деловой разведки исключают использование уголовно наказуемых средств, и в большей степени ориентированы на цивилизованные способы ведения бизнеса.

Оставшиеся нам, конкурентным разведчикам, методы работы являются законными по той простой причине, что их использование неотъемлемо от самой жизнедеятельности человека.

Например, мы не делаем проверочную закупку, но мы можем просто совершить покупку и изучить полученный товар – его для того и продают, чтобы покупали.

Мы не осуществляем допрос или оперативный опрос, но мы не можем запретить собеседнику рассказать нам что-либо, если у него возникнет такое желание, а мы в общении с ним не нарушали закона.

Мы не осуществляем наружное наблюдение, но никто никогда не запретит нам прогуливаться по улицам и фотографировать интересующие нас объекты.

Так продолжать можно по любому другому виду повседневных поступков обычных людей, которые имеют некоторое подобие по форме (но не по содержанию) в оперативно-розыскных мероприятиях.

На практике все методы сбора информации конкурентным разведчиком сведется только к трем методам: наблюдению (за окружающим миром), опросу (точнее, беседам с людьми) и сбору образцов.

Бессмысленно спорить с тем, что все эти методы использует любой человек в своей повседневной жизни, и уже потому использование их совершенно законно.

Люди юридически безграмотные, порой, пытаются обвинять Конкурентную разведку в проведении оперативно-розыскных мероприятий и, соответственно, в занятии оперативно-розыскной деятельностью. Однако так поступают только те, кто забывает посмотреть, как минимум, Задачи оперативно-розыскной деятельности, перечисленные в ст. 2 Федерального Закона «Об Оперативно-розыскной деятельности» и набор процессуальных действий, которые и делают оперативно-розыскные мероприятия таковыми – перечисленные в ст. 6 того же Закона.

Так, статья 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на следующие задачи оперативно-розыскной деятельности:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

А статья 6 этого же закона определяет перечень оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Должен отметить, что интерес выходцев из бизнеса к поиску гражданских аналогов методам Оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (там, где такие аналоги вообще существуют) вызван как раз нежеланием гражданских специалистов заниматься ОРД.

Евгений Ющук: «Недопонимание со стороны силовиков по этому вопросу достаточно часто возникает и требует отдельного объяснения, после которого, как правило, все встает на свои места и происходит четкое понимание различий дозволенных гражданских лицам приемов и тех, которые в гражданском обороте неприменимы».

Да, способ получения информации - важнейший фактор ее законности. Если вы сможете доказать, что получили защищаемые сведения законным путем и методами конкурентной разведки, это будет означать, что данные сведения не были защищены достаточным образом, т.е. сам орган, по роду службы призванный защищать данные сведения, допустил их сознательную или неосознанную утечку.

Следовательно, если не был нарушен закон в части, касающейся методов сбора информации, вины лица, собирающего подобные сведения, не может быть. Тот, кто собирает информацию о коммерческой структуре не знает, и не может знать, является она защищенной режимом коммерческой тайны или нет (в отличие от явно обозначенных Законом Банковской тайны). Зато он знает, что защищенная надлежащим образом информация никак не может быть ему доступна законными методами. Соответственно, если специалист конкурентной разведки получил информацию о коммерческой структуре, не нарушив закона ,– он не может совершить при этом преступления.

Согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Отдельно предусмотрен перечень действий, которые не могут выполнять частные детективы согласно ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами;

10) использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;

11) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации.

Однако, конкурентный разведчик заведомо соответствует этим требованиям и подчиняется всему законодательству РФ в целом, как и любой другой гражданин.

Однако, когда речь идет не об информации о коммерческом предприятии, мало убедиться лишь в том, что вы используете законные методы работы. Нужно еще помнить, что доступ к определенной информации может быть ограничен в силу того, что ее раскрытие может нанести ущерб государству или же являться персональными данными гражданина.

Вопросы, которые относятся к государственной тайне - тема достаточно большая и непростая, и здесь мы ее рассматривать не будем. Скажу только, что гражданскому специалисту лучше держаться подальше от тематики военного характера и технологий двойного назначения.

Добывание информации о личной жизни граждан незаконно, за исключением случаев, когда бизнес-разведчик обладает разрешением гражданина, в отношении которого осуществляется сбор информации, или санкцией органа государственной власти, имеющего право осуществлять ОРМ, на те или методы сбора информации по конкретному делу. Например, соискатель на вакантную должность при заполнении анкеты, как правило, даёт своё согласие на проверку предоставляемых в ней сведений. Факт, что мы не нарушаем закон подтверждают поправки к Закону о Персональных данных, внесенные после 25 июля 2011 года. Они упростили сбор информации о гражданах в Интернете и расширили возможности конкурентной разведки в этом направлении:

«Статья 6. Условия обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

пункт 10 ) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);»

Государственные разведки настолько хорошо отточили инструменты получения и обработки информации, что бизнес с удовольствием готов перенять максимум этих инструментов. Однако не все они могут использоваться в бизнесе на законных основаниях. Чтобы понять, почему - достаточно вспомнить, что государственная разведка априори предназначена для нарушения законодательства других стран и, прежде всего, уголовного.

Напомню, что специалист конкурентной разведки позволить этого себе не может. Есть несколько методов, применимых в государственной разведке, которые подпадают под уголовно-правовой запрет и нарушают статьи УК РФ, например:

— подкуп лиц, способных передать документацию по интересующей тематике либо образцы продукции (ст. 204 «Коммерческий подкуп», ст. 291 «Дача взятки» УК РФ);

— шантаж эти же лиц (ст. 163 «Вымогательство» УК РФ);

— несанкционированное получение информации при помощи электронных устройств или технических средств снятия информации - ч. 2 ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» УК РФ, возможно также ч. 1 ст. 183 УК РФ (собирание сведений, составляющих коммерческую тайну);

— подслушивание деловых и личных телефонных и иных переговоров руководителей компании-конкурента, осуществление наружного наблюдения за ними — ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);

— внедрение или вербовка агента для содействия в получении секретной либо компрометирующей ее информации — ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну» УК РФ);

— хищение документов или продукции конкурента —ст. 158 «Кража» либо ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия);

— тайное проникновение на объект конкурента с целью изучения обстановки — ч. 1 ст. 330 «Самоуправство»;

— диверсия — временный или постоянный вывод из строя образцов продукции, людей или предприятий конкурента — ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ, ст. 111, 112 или 115 (умышленное причинение, соответственно, тяжкого, средней тяжести либо легкого время здоровью), ст. 281 «Диверсия», если имело место хищение — ч. 2. ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище).

Все это конкурентная разведка не делает, несмотря на отсутствие отдельного законодательного определения и юридической базы, потому что это запрещено действующим уголовным законодательством, статьи которого я и привел.

Более того, в отсутствие отдельного юридического регулирования, деятельность бизнес-разведки должна действовать, и действует, опираясь на все законодательство РФ. Впрочем, это совершенно нормальная ситуация для правового демократического государства, когда разрешено все, что прямо не запрещено. Ведь нет отдельного закона о Маркетинге или о Менеджменте, а есть законодательство, регулирующее те или иные отрасли или деловые отношения. Такой подход – более гибкий, и значительно в большей степени способствует развитию экономики, чем попытки «ручного разрешения». Россия давно проиграла бы в международной конкуренции, если бы депутаты Госдумы пытались ввести не запрет или ограничения «того, что нельзя», а «разрешение того, что можно».

Нет какого-либо регулятора деятельности делового разведчика, как, например, это сделано в законе о Частной детективной деятельности – вероятно, потому, что он просто не нужен. Ведь конкурентная разведка не расследует и не предотвращает преступлений, и не собирает доказательства для суда, как, например, частные детективы, а занимается прогнозированием для целей бизнеса или информационно-аналитическим сопровождением руководства компании.

По мнению большинства экспертов информационно-аналитической сферы, часть информации, которую можно получить при использовании лишь открытых источников, составляет не менее 90%. Под «открытыми источниками» специалисты конкурентной разведки подразумевают абсолютно все возможности добыть необходимые сведения, не требующие совершения действий прямо нарушающих закон, или общепринятые этические нормы ведения бизнеса (последнее обычно чревато репутационными рисками, которые могут быть намного ощутимее, чем полученный информационный результат).

«На мой личный взгляд, ситуация осложняется тем, что, зачастую, оставшиеся проценты и содержат ту самую «изюминку», которая составляет конкурентное преимущество компании на рынке. Поэтому методики конкурентной разведки используются в начале сбора этих 90% информации, чтобы затем воспользоваться нередко единственной возможностью задать тот вопрос, ответ на который и «завершит мозаику» - считает еще один специалист деловой разведки Дмитрий Золотухин.

Итак, мы с вами обсудили проблемы законности использования методов сбора информации конкурентной разведкой, а теперь давайте поговорим о законности самого доступа к отдельным видам информации.

Всю информацию ограниченного доступа можно условно разделить на две категории. Первая группа - (особо защищаемая) - государственные секреты. Их состав определен в ст. 5 ФЗ «О государственной тайне». Разберемся подробнее. Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации» однозначно трактуется как шпионаж в соответствии со ст. 276 УК РФ. Сюда, к слову, можно присовокупить и сбор сведений, не содержащих государственную тайну, но способных нанести ущерб Российской Федерации.

Во вторую категорию входит остальная защищаемая информация. Ее состав определен в «Перечне сведений конфиденциального характера» (утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188). В данном перечне перечислено шесть групп тайн. В первую отнесены «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные)». В эту же категорию можно отнести информацию, касающуюся частной жизни граждан. Во вторую группу - «сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства». Третья - «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» (служебная тайна). Четвертая группа - «сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен» (профессиональная тайна). Пятая - «сведения, связанные с коммерческой деятельностью» (коммерческая и банковская тайны), шестая - «сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них».

Попробуем сделать вывод. Конкурентная разведка, в отличии от промышленного шпионажа, - есть совершенно законная деятельность, так как она выполняется в строгом соблюдении законов РФ. Поэтому, если вы законным (я это подчеркиваю!) способом получили доступ к информации, а она, как потом выяснилось, все же была защищаемой, то это означает, что тот, кто должен был ее защищать, сам допустил ее утечку, тем самым нарушив режим тайны. Ну а если информация изначально является открытой, то никто не мешает нам ее собирать, а затем сделать на ее основе выводы и «вычислить» аналитическим путем так называемое «недостающее звено» (т.е. защищаемые данные), не пытаясь получить к ним доступ.

В данной статье мы рассмотрели с вами аспекты, касающиеся правовых основ деловой разведки: законность методов сбора информации и законность доступа к конкретной информации. При их соблюдении действия конкурентного разведчика являются абсолютно легальными.

При написании статьи были использованы следующие источники:

Сайт Евгения Леонидовича Ющука ci-razvedka.ru/Ethics_in_CI_Russian_view.html

Статья Сергея Чертопруда на сайте it2b www.it2b.ru/blog/arhiv/14.html

Сайт консалтинговой группы АМТ amt-training.ru/content/articles/9296/



Источник: Директор по безопасности
http://www.s-director.ru/magaz.../1064.html
fellix13
Член СПКР

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 530
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
24 дек. 2010
В статье про конкурентную разведку, картинка с надписью Business Intelligence будет не совсем уместна.

---
https://www.linkedin.com/groups/5046062/
<<Назад  Вперед>>Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Общие вопросы конкурентной разведки »   Правовые основы деловой разведки, как не перейти грань дозво
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS