Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Общие вопросы конкурентной разведки »   Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.
RSS

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.

Чем конкурентная разведка отличается от маркетинговых исследований?

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 * 5 6
Печать
 
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Семёныч]Задавая свой провокационный вопрос, я разделял маркетинг и МИ. Перечисленные ув.Генрихом три задачи, почти полностью могут быть задачами маркетинга (не МИ).[/q]

Ну, я исходил из того, то задачи маркетинга во многом решаются маркетинговыми исследованиями (МИ).

Что касается решения нижеперечисленных задач и возможностей их решения задачами маркетинга, то позволю себе ШИБКО сомневаться.

Да, возможно, задачи стратегического маркетинга близки к стратегическим задачам разведки (читай к стратегическим рискам и возможностям бизнеса компании), НО, все же, на мой взгляд, задачи маркетинга гораздо уже задач разведки.

А если имеется в виду сфера деятельности, которой фирма в данный момент не занимается вовсе???

Разведка способна установить и идентифицировать этот риск/возможность, маркетинг навряд ли, он ведь занимается проблемами/возможностями сбыта (производства и реализации) конкретного товара или продукта.

Таким образом все зависит от ЦЕЛЕЙ или ПРИХОТИ владельца бизнеса.

Наконец, существуют и различия (перечислять которые не вижу смысла) в работе и возможностях разведки и маркетинга.

ИМХО, конечно.... :bottle:
Семёныч
Модератор форума
Городской Охотник
Всего сообщений: 926
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 июня 2009

Генрих Лемке написал:
[q]

А если имеется в виду сфера деятельности, которой фирма в данный момент не занимается вовсе???Разведка способна установить и идентифицировать этот риск/возможность, маркетинг навряд ли, он ведь занимается проблемами/возможностями сбыта (производства и реализации) конкретного товара или продукта.
[/q]

Вот только по данной цитате сомневаюсь... Ведь проводятся же МИ по вопросу выхода фирмы с новым продуктом на новый рынок. МИ не будут заморачиваться выявлением рисков при этом выходе, но они точно будут выявлять благоприятные пути реализации нового продукта на новом рынке. Можно считать это наглядным показателем разности задач в КР и МИ.

---
Нет такой безвыходной ситуации,в которую невозможно вляпаться... (с)
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Семёныч]Вот только по данной цитате сомневаюсь... Ведь проводятся же МИ по вопросу выхода фирмы с новым продуктом на новый рынок. МИ не будут заморачиваться выявлением рисков при этом выходе, но они точно будут выявлять благоприятные пути реализации нового продукта на новом рынке. Можно считать это наглядным показателем разности задач в КР и МИ. [/q]

Даже не знаю, что ответить, потому как и согласен и не согласен одновременно.

Вполне допускаю, что в какой-нибудь ПКФ завершенного цикла (и производство и реализация), ну, что-нибудь типа Вим-Биль-Данн ([b]ВНИМАНИЕ!!![/b] - название компании дано только для гипотетического примера), действительно все возложено на службу маркетинга и соответственно, на МИ, т.е. МИ и соответствующая служба компании осуществляют отнюдь [b]НЕ только[/b] поиск сведений и весь комплекс ИАД по проблематике эффективной реализации своего продукта и его выводу на новые рынки сбыта.

Кроме того, упомянутая служба осуществляет комплекс исследований по проблемам модернизации оборудования и производства, поиска новых технологий обработки и приготовления самого продукта (для снижения издержек производства), осуществляет технико-технологический бенчмаркинг других производственных сфер пищевой и не пищевой промышленности и т.п.

В этом случае, для меня нет сомнений в том, что передо мной КР, выступающая в обличье (под прикрытием) МИ. Впрочем, вопросы все равно остаются.

Например, почему эти исследования и, соответственно, исследователи подчиняются начальнику службы маркетинга, а не непосредственно 1-му лицу (лиго его 1-му заму по разведке), ведь это существенно повысило бы эффективность КР.

(Практика свидетельствует, что разведка способна обеспечивать действенным и ценным информационным продуктом [b]ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО[/b] и только то подразделение/руководителя, в непосредственных интересах которого она осуществляет свою деятельность - это аксиома. Это же подразделение/руководитель ставит разведывательные задачи.)

Каким образом начальник службы маркетинга определяет задачи, прямо в маркетинг не входящие, например, все те же вопросы технической и технологической разведки в интересах модернизации производственных процессов (есть и много других вопросов по другим направлениям стратегической деятельности компании, например, специальные информационные операции и т.п.)? Держит в службе маркетинга штат технологов и других специалистов - НЕ маркетологов? Выходит с инициативными предложениями к начальникам соответствующих производств?

Иными словами имеется утечка информации о некиех специфических функциях службы маркетинга, явно выходящих за рамки стандартных МИ.

Каким образом службе маркетинга формулируются и ставятся задачи, к маркетингу явно не относящиеся? И самое главное - зачем?

[q=Семёныч]Позволю себе смелость заявить, что не будь конкурентной (коммерческой) разведки, эти задачи, наверняка, стояли бы в полном объёме перед отделом маркетинга. Маркетинг, как дисциплина, явления не старое.[/q]

Мне видится, что в развитии бизнеса мы все равно отстаем от наших зарубежных партнеров/конкурентов, просто в силу нашего исторического развития.

Почему же, несмотря на наличие старых и проверенных инструментов маркетинга все большая доля зарубежных компаний (что на Западе, что на Востоке), тем не менее, все же обращаются к возможностям КР? Следуют моде? Или же осознают необходимость возложения специфических задач на специфическое подразделение, работающее специфическими методами?

Без бутылки - не разберешься.... :bottle:
Dimi3
Почетный участник

Откуда: Беларусь, Минск
Всего сообщений: 140
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 апр. 2010
Очень интересная полемика развернулась между практиками КР!
Но, у меня сложилось впечатление, что мы заходим ни с той стороны (или это я не с той стороны смотрю, а вы уже давно "прошли" эту сторону?).
Ведь КР возникла не сама по себе и существует не для самой себя, она используется бизнесом. Значит именно Бизнес будет отправной точкой для понимания этого вопроса.
Бизнесу нужна работа с информационными ресурсами (как и с другими ресурсами: финансами, кадрами, оборудованием, временем) и он решает что именно использовать для этой работы в данной конкретной ситуации: МИ или КР.

Генрих Лемке писал:
[q]
Почему же, несмотря на наличие старых и проверенных инструментов маркетинга все большая доля зарубежных компаний (что на Западе, что на Востоке), тем не менее, все же обращаются к возможностям КР?
[/q]

Видимо, западный бизнес пришел к тому, что в современных, более жестких и даже агрессивных, чем раньше, условиях МИ уже не хватает... И тогда самое время для КР!
hound
Гость

Ссылка

[q=Dimi3]Видимо, западный бизнес пришел к тому, что в современных, более жестких и даже агрессивных, чем раньше, условиях МИ уже не хватает... И тогда самое время для КР! [/q]
Я склонен думать, что это связано с развитием интернета и переходом его в качественно новое состояние. Конечно, КР - это не только интернет, но в немалой степени - да.
Кирилл
Новичок

Откуда: Нижний Новгород
Всего сообщений: 3
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
23 июня 2010
Приветствую уважаемых участников форума! Не могу назвать себя новичком в КР, так никогда ей не занимался, но рассматриваю данное направление как одно из перспективных для СЭБ, соответственно уделяю ему определенное внимание. Правда мы называем это направление - экономическая разведка, но, я думаю, название не принципиально.
Дискуссия очень интересная, поэтому поразмышлял в чем отличие маркетинга от КР.
Хочу начать с того, что, если не ошибаюсь, в 1986 году вышла книга Эла Райса и Джека Траута "Маркетинговые войны". В книге отмечено то, что маркетологи уделяют слишком мало внимания конкурентам. Возможно, что понимание данной ситуации и дало толчок к развитию КР на западе.
Хотелось бы посмотреть более широко на понятия "Маркетинг" и "Разведка" (просто разведка).
Маркетинг - это выявление какой-либо потребности в обществе.
Разведка - это получение закрытой (ограниченной) информации о противнике.
Где тут связь? В том, что маркетинг и КР анализируют доступные сведения? А кто и как тогда должен получать недоступные? Есть ли у маркетологов необходимые инструменты?
Думаю, что если расписать цели и задачи маркетинга и КР более полно, будет видна вся картина целиком. Кстати, кто владеет иностранным языком, подскажите, что пишут по этому поводу западные специалисты?
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Кирилл]в 1986 году вышла книга Эла Райса и Джека Траута "Маркетинговые войны"[/q]

Первые книги по КР в непереводном варианте появились уже в самом начале 80-х годов, не у нас, конечно.

[q=Кирилл]Разведка - это получение закрытой (ограниченной) информации о противнике[/q]

С этим мне трудно согласиться, ибо в бизнесе (если брать, во всяком случае, разведку коммерческую) объектами разведывательной разработки являются вовсе [b]НЕ противник[/b] (противники), но [b]риски[/b] и [b]возможности[/b] для бизнеса компании:

- рыночного;
- социального;
- политического;
- технологического;
- экономического (влияющие на рыночные возможности бизнеса),

порядков, включая специальные возможности информационного/дезинформационного влияния.

Здесь не указаны риски, обслуживаемые системой СБ компании, как не входящие в сферу специальных исследований коммерческой разведки (криминал, мошенничество персонала, проверка контрагентов, противодействие ПШ).

[q=Кирилл]подскажите, что пишут по этому поводу западные специалисты?[/q]

В настоящее время имеется достаточное количество уже современной переводной литературы по вопросам организации, ведения и объектам КР, так что при желании можно найти в интернете или купить в магазине.

Впрочем, по моему мнению, теория и практика КР в России и за рубежом (имея в виду Западное направление) в настоящее время максимально близки.

ИМХО, конечно..... :bottle:
Кирилл
Новичок

Откуда: Нижний Новгород
Всего сообщений: 3
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
23 июня 2010
Генрих Лемке,
"С этим мне трудно согласиться, ибо в бизнесе (если брать, во всяком случае, разведку коммерческую) объектами разведывательной разработки являются вовсе НЕ противник (противники), но риски и возможности для бизнеса компании..."
А если источники риска рассматривать как "противника", то все встанет на свои места. Так?

Продолжу размышления, основываясь, опять же, на "Маркетинговых войнах". Маркетинг - тактика поведения на рынке, КР - стратегия.

Приведу цитату из вышеуказанной книги, которая, на мой взгляд, наглядно демонстрирует отличие КР от Маркетинга:

"Нужно ориентироваться на покупателей...

Маркетологи всегда ориентировались на покупателей. Они снова и снова
предупреждали менеджеров, чтобы и те больше смотрели на клиентов, а не на
производство.
Его величество Покупатель правит миром маркетинга с тех самых пор, как
закончилась Вторая мировая война.
Хотя в последнее время начинает казаться, что Его величество мертво. А
маркетологи продают его останки высшему руководству своих фирм.
Те компании, что прилежно следовали предписаниям
экспертов-маркетологов, могли наблюдать, как исчезают их миллионы долларов в
героических, но бесплодных усилиях по ориентации на покупателя.
Чтобы понять, как фирмы попадают в столь неприятное положение, нужно
вернуться в 20-е годы, когда бизнес еще ориентировался на производство.
Когда Генри Форд в зените славы мог сказать: "Вы можете купить машину любого
цвета, если это будет черный".
В ту эру производства бизнес открыл для себя рекламу. "Массовая реклама
создает массовый спрос, что позволяет иметь массовое производство", -
говорили эксперты по рекламе. После войны лидирующие компании начинают
ориентироваться на покупателя. Балом правят маркетологи, а помогают им в
этом маркетинговые исследования.
И вот сегодня на покупателей ориентируются уже все. Знание того, что
хотят люди, не слишком-то помогает фирме, если эту потребность уже
обслуживает десяток других компаний. Проблема American Motors не в
покупателях. Ее проблема - в General Motors, Ford, Chrysler и конкурентах
из-за рубежа.

...и на конкурентов

Чтобы сегодня добиться успеха, компания должна начать ориентироваться
на конкурентов. Она должна искать слабые места в их позициях и устраивать
маркетинговые атаки, нацеленные именно туда. Многие добившиеся в последнее
время процветания компании подтверждают это.
Например, пока конкуренты теряли миллионы долларов на компьютерном
бизнесе. Digital Equipment Corporation эти миллионы зарабатывала, пользуясь
слабостью IBM в секторе малых компьютеров.
Точно так же компания Savin создала себе отличный плацдарм на рынке
маленьких, недорогих копировальных аппаратов - пробел в товарном ряду Xerox.
Pepsi воспользовалась тем, что ее напиток слаще, чем у Coca-Cola, и
смогла с успехом противостоять ей на рынке с жесточайшей конкуренцией. Сеть
закусочных Burger King сумела развиться под гнетом McDonald's потому, что
предлагала чуть по-другому зажаренное мясо - и явно на это указывала.
Кто-то обязательно скажет, что в хорошем, продуманном плане маркетинга
всегда есть раздел о конкурентах. И правда, есть. Обычно он находится в
самом конце плана и называется "Анализ конкуренции". Основная же часть плана
посвящается подробнейшему описанию рынка, его различных сегментов и мириадам
статистических данных из исследований покупателей, аккуратно собранных путем
бесконечных фокус-групп, опросов и тестов."
Dimi3
Почетный участник

Откуда: Беларусь, Минск
Всего сообщений: 140
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 апр. 2010
Так похоже, что в "Маркетинговых войнах" речь и идет о том, что недостаточно ориентироваться только на покупателей.
Если продолжить эту мысль, получается, что и на конкурентов ориентироваться - недостаточно!
Бизнесу необходимо "ориентироваться" на ВСЕ. И когда понимание этого приходит, тогда без конкурентной разведки не обойтись.

У меня сложилось мнение, что КР - очень гибкий и многоуровневый инструмент, который может быть использован любым бизнес-процессом. КР может работать и для снабжения, и для производства, и для сбыта, и для маркетинга, и для маркетинговых исследований, и для стратегического планирования, и для службы безопасности, и т.д..
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Dimi3]У меня сложилось мнение, что КР - очень гибкий и многоуровневый инструмент, который может быть использован любым бизнес-процессом. КР может работать и для снабжения, и для производства, и для сбыта, и для маркетинга, и для маркетинговых исследований, и для стратегического планирования, [u]и для службы безопасности[/u], и т.д.. [/q]

Соглашусь со всем, кроме последнего.

Методики и приемы, используемые СБ и сходные по содержанию с методами разведывательной работы - по сути составляют арсенал методов (если так вообще можно сказать) [b]конкурентной контрразведки[/b].

На мой взгляд, конечно.... :bottle:
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 * 5 6
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Общие вопросы конкурентной разведки »   Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS