Методы предотвращения воровства в розничных торговых точках

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Экономическая безопасность предприятия »   Методы предотвращения воровства в розничных торговых точках
RSS

Методы предотвращения воровства в розничных торговых точках

<<Назад  Вперед>>Печать
 
ma6yc
Участник

Всего сообщений: 15
Рейтинг пользователя: -1


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
16 авг. 2012
Методы предотвращения воровства в розничных торговых точках
Игорь Бедеров
Помощник генерального директора ЗАО «Северный текстиль» по безопасности
Советник президента НП «Международное объединение детективов» (IAPD)




В СССР во времена Перестройки (1980-е годы) в СМИ много писали о несунах — работниках промышленных предприятий, выносивших (воровавших) со своего предприятия материальные ценности (сырьё, продукцию, средства производства…). Когда американцев спросили, как обстоит дело с несунами у них, американцы ответили, что несуны в США малозначимы, зато в США остро стоит проблема магазинных краж.

Прошло чуть более 30 лет и проблема магазинных краж встала перед отечественными сетями со всей своей актуальностью. А актуальность эта подстегивается несколькими очевидными фактами. Во-первых, в нашей стране, даже за весь прошедший период, вряд ли найдется добрые несколько десятков действительно хороших специалистов по предотвращению торговых потерь (здесь и далее я буду употреблять именно этот термин, т.к. магазинные кражи являются только одним из видов подобных потерь). Во-вторых, магазинные воры и персонал давно уже переросли существующие технические способы защиты товара от краж, а рынок не предлагает никаких кардинально новых решений в этой области. Наконец, в-третьих, у руководителей, по большей части, отсутствует понимание необходимости предотвращения торговых потерь, а если таковая и есть, то нет осознания способов проведения такой работы.


В настоящей статье автор описывает свой собственный опыт проведения работы по предотвращению потерь в сети универсамов "Славянка" в Ленинградской области. К слову, за четыре месяца, взятых за контрольный период между двумя инвентаризациями, автору, совместно с коллективом "Славянки", удалось добиться снижения торговых потерь в восемь раз.

НАЧНЕМ С АЗОВ ИЛИ КАК СТАТЬ НАЧАЛЬНИКОМ ОХРАНЫ



Первый осмотр магазинов сети особенно не шокировал автора каким-то бардаком (уже был опыт работы в данной области в одной из крупнейших сетей). Обычные проблемы, обычные методы решения. Для начала был налажен пропускной режим, были распределены доступы в зоны приемки товара, к складским помещениям, кассовым узлам, администрации. Режим доступа был раз и навсегда прописан в инструкциях и распорядках, действующих на предприятии. Его несоблюдение влекло за собой жесткие санкции. Параллельно ликвидировалась и сама возможность к несанкционированным проникновениям, а именно менялись замки, двери, устанавливался оборот ключей и ответственные за него. Контролерам было вменено в обязанности осматривать выносимые, по окончании смены, персоналом сумки и пакеты. Обязанность же предъявлять их к осмотру была прописана у каждого сотрудника в контракте. Контроль и учет рабочего времени, за малым размером точек, осуществлялся путем записи в журнале учета под фиксацию видеонаблюдением. Введен контроль выносимого мусора. Регламентирована приемка товара.

Параллельно режимной работе, проводилась большая работа с персоналом. Первым же делом все сотрудники и кандидаты на должности были обязаны заполнить специальные анкеты для последующей проверки. Каждому сотруднику, в интересах сокращения потерь, помимо торговых регламентов были переработаны должностные инструкции и контракты, введена рабочая система материальной ответственности и система депремирования. В ходе проверки часть сотрудников, что называется, "попала на карандаш", отдельные же лица, по итогам проверки, предпочли быть уволенными самостоятельно. Впрочем, как показали дальнейшие события, пошли сети только в плюс.

ИДЕМ ДАЛЬШЕ ИЛИ НАЧИНАЕМ ПРЕДОТВРАЩАТЬ ПОТЕРИ

Первейшее дело в области предотвращения потерь - это их анализ. Берутся несколько последних инвентаризаций и на их основе выявляются такие данные как: количество украденного товара и его стоимость, возможные ошибки в учете товара, его пересорт, непроведенные утилизации и пр. Главное же для предотвращения здесь в анализе того, какой именно товар пропадает. Ведь именно зная это можно выстроить четкую линию его защиты.

Анализ данных ничего экстраординарного не выявил, воровали в "Славянке", в основном, как и в иных продуктовых магазинах, алкогольные напитки, сладости, чай, кофе и сигареты. Интересно было другое. По фактам недостач выходило, что "пропадали" сигареты блоками, а напитки ящиками. Это был совершенно четкий дурной звоночек о том, что кражи происходят с непосредственным участием персонала. А, значит, надо было развертывать на предприятии агентурную сеть информаторов. Однако, об этом также пойдет речь позднее.

О защите открытой выкладке товара написано многое. Много больше написано только, пожалуй, про технические средства защиты, которые, к слову сказать, достаточно однообразны и известны магазинным воришкам или шоплифтерам, как они себя называют. Написано мало, но мысль эта является в настоящее время самой разумной, о том как непосредственно размещать защиту на товаре. Западные сети в настоящее время стремятся приобретать для себя товары исключительно со встроенными антикражными датчиками, которые невозможно обнаружить поверхностным осмотром и оторвать.

В "Славянке" использовалась акустомагнитная защита выкладки. Страдало же количество защищенного товара, правильность размещения защитных датчиков и безопасность размещения самого товара в торговом зале. Отсутствовал сам регламент по антикражной защите товара. не нужно говорить, но таковой регламент был разработан. За защиту товара были назначены ответственные лица, был разграничен товар по степени защиты в зависимости от стоимости и привлекательности для воровства. Также были назначены лица ответственные за исправность и ежедневную проверку реагирования антикражных ворот. В дополнение к антикражным воротам было произведено дооборудование входной двери, при котором она блокировалась в случае срабатывания антикражной защиты и не давала похитителю покинуть торговый зал до реагирования контролеров.

В отсутствии встроенной защиты была разработана подробная инструкция о том, как и, главное, где размещать антикражные датчики. В приложенных фотографиях вы можете увидеть, что антикражные датчики стали размещаться на товаре скрыто. Их стали помещать внутрь упаковок, под крышки, на дно банок, за сгибы, дополнительно усиливать суперклеем, где это необходимо. Это дополнительный труд для работников, но именно такая защита только и может в настоящее время удержать крадунов. На 80% они ее не могут увидеть, поэтому смело крадут и попадаются на кассе. А количество задержанных воров, поневоле уже создает у магазина определенную репутацию в районе. Туда теперь за легкой наживой не пойдут.



В общем и целом, чтобы резюмировать про воровство посетителями. Это самая простая часть работы и решается она банальной исполнительской дисциплиной контролеров, ответственных за защиту товара и самого персонала в целом. В плане режима (представьте себе крепость) - один вход и выход, на выходе стража. Своих стража осматривает, чужие звенят сами, так как внутри замка все свои и за чужими присматривают. Вот и все, ничего сложного, кроме того, что надо подняться с любимого кресла и заниматься своими сотрудниками.

ПРОВЕРЯЕМ ЯЩИКИ ИЛИ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Действительно трудно сотрудникам смириться с осмотром сумок на выходе, особенно, если да этого их никто такими мелочами не донимал. Тут главное заставить работать контролеров. Вообще, заставить работать по регламентам - первейшая задача любого руководителя. И очень важно, что в плане безопасности администрация "Славянки" четко выполняла все рекомендации, в иной раз, возможно, даже в ущерб своим собственным идеям. Просто потому, что надо. Потому, что стоял вопрос о закрытии магазинов из-за огромного количества краж.

Осмотр личных ящиков сотрудников - это дело дисциплинирующее. Проводится оно исключительно комиссией, желательно в присутствии хозяина ящичка. Обнаружить тут можно многое и, почти всегда, оно будет числиться в недостаче магазина. Всегда удивлялся, зачем хранить на себя же компромат, потом привык. Видимо менталитет. Полезно, до проверки ящиков, провести беседы с агентурой, выявить подозрительных сотрудников, расставить приоритеты для себя.

Другой момент - это вечерние проверки, а еще лучше - ночные. Тут огромное поле для фантазии. Можно попробовать устроить контрольную закупку алкоголя после 23:00, выручка то через кассу точно не пойдет. Можно посмотреть, как проверяют сотрудников на выходе, многое можно.

ТУТ МЫ ДОБРАЛИСЬ ДО КАСС



Касса - самая интересная часть магазина. Грамотный кассир всегда найдет способ повысить свое благосостояние. Банально не пробьет вам сигареты, известно, что чеки то у нас исторически не смотрят. Но и найти грамотного кассира сложно. Поэтому нужно держать определенный компромисс. Главная идея, что кассы проверять надо, что у персонала должна возникнуть мысль о том, что все возможные пути к махинациям перекрыты. Первейшим здесь делом будет снятие касс (Х-отчеты), т.е. сверка наличности в кассе, а также различные контрольные мероприятия.

Сейчас широкое распространение получили системы контроля кассовых операций, совмещенные с видеонаблюдением. Система позволяет делать аналитику, выявлять непробитый в кассе товар, пересорт иные формы мошенничества кассиров. Это дорого, но полезно. Для не очень богатых фирм есть вариант попроще - берете обычный видеорегистратор и запараллеливаете в него кассовые мониторы, а рядом выводите обзорные камеры с кассового узла. Дешево и сердито.

О методах предотвращения торговых потерь можно говорить очень долго, называть различные области и способы, разрабатывать свои ноу-хау. Разумеется, и автор не мог вложить весь свой опыт в данную статью. Многое осталось за ее пределами. Еще больше было сделано, но даже не отложилось в память. Хороший специалист работает на автопилоте, он знает, что ему делать и как. Удачи вам, и пусть шоплифтеры обходят ваши магазины стороной.

Источник: Директор по Безопасности . Выпуск №10 (октябрь), 2013 г.
Ссылка:
http://www.s-director.ru/magazine/archive/viewdoc/2013/10/946.html
ПростоТихонов
Гость

Ссылка

То ли народ тупеет, то ли автор съэкономил усилия при написании статьи.

Был у меня опыт вразумления одного супермаркета. Точнее наблюдения за вразумлением его охраны, которая была проплачена конкурентом исполнителей вразумления (арендаторы), в результате чего всячески блокировала нормальную работу точек данного арендатора. Так вот исполнитель акции возмездия прошелся по подворотням и нанял человек 10 деклассированных элементов. Те тупо выпивали в торговом зале подходящие по размеру для быстрого употребления дорогие напитки, а бутылки ставили на место. Подходит такая троица - ставит на пол сумки-корзинки наклоняется типа что-то там поправляют, выпили, распрямились, бутылку обратно на полку. Да ловили. И били, и в ментуру таскали. Только побои им как с гуся вода, а факт кражи поди докажи. Охрану, само собой, имели за напитки. Видимо не слабо. Через месяц были готовы к диалогу, а через два - к сотрудничеству.

Довелось мне поработать (очень недолго правда) в т.н. детективном отделе СБ одного пафосного пищевого предприятия. Добрые люди в тяжелое время помогли устроиться вне конкурса.В первое же свое дежурство я засек организованное движение вовне, при этом организатором был начальник караула, сиречь старший этой суточной смены охраны, а их там рыл 40 было. Понятно, это не магазин розничной торговли (хотя и фирменный магазин там был и кафе для сотрудников и стол заказов и внутренний магазин), но принцип тот же. Создание организованной группы, прикрытой менеджером среднего звена. Кто мешает в эту группу для пущего эффекта включить и сторонних (внешних) участников?

Например для отвлечения внимания. Дебош, скандал, кража копеечной булочки и тп В упомянутом предприятии был такой прием - принцип камикадзе, как говорили местные. Тотальный шмон персонала был невозможен - смены рабочих прикруглосуточном производстве обыскивать "до гола" не реально. Так что шмонали по наводкам и "компаниями" в смысле три дня шмонаем, потом отдыхаем. Ну или выборочно, кто не понравился. Шмонали специальные тети (работники преимущественно женщины) в отдельной комнате. Так вот если коллектив сек разведпризнаки подготовки шмона или заступал особо вредный караул, то "на убой" посылался трудящийся с какой-нибудь фигней за пазухой, за которую по идее даже с работы не погонят с первого раза. Если товарища брали, остальные несуны сбрасывали добро на подходе. Если нет - полагались на лихую удачу. Это я к тому, что потенциал творчества у народа велик, а регламент работает по одному конкретному человеку. Когда их собирется голов десять из разных служб и в разных должностях, организовать кражу из торгового зала внешними исполнителями (чтоб не залетать самим или свалить на других) становится относительно легко. Да и самим тырить тоже проще. Например отложить в сторонку, посмотреть что будет, а потом по чуть-чуть вынести.

Ну и тп
Бобер
Молчун

Откуда: Украина
Всего сообщений: 1
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 сен. 2013
Тема склада не раскрыта :wink:
Если серьезно, один не чистый на руку работник склада, например оператор или приемщик товара (лица в чей функционал входит прием товара от поставщика и проводка документов в базе), может нанести ущерб в десятки раз превосходящий суммарные потери от краж в торговом зале. Достаточно провести в базе накладную без фактической приемки товара или частично недопринимать товар, не говоря уже о более тонких схемах. Добавлю по кражам из торгового зала, проблема краж наркоманами и прочими местными "деклассированными элементами" решается правильным контактом с сотрудниками органов в районе объекта. Хлопот добавляют случаи, когда объект попадает в орбиту банд специализирующихся на работе по маркетам, приходится подключать другие ресурсы и действовать более радикально. Соглашусь с автором, что тема обширная и писать тут можно много и долго.
ma6yc
Участник

Всего сообщений: 15
Рейтинг пользователя: -1


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
16 авг. 2012
Господа, тема не может быть раскрыта полностью. Хотя бы по одной простой причине. Есть ли смысл раскрывать все секреты и методы работы в открытой печати? Даже не в книге, которая, Бог даст, продастся и принесет доход. Просто так подарить годы работы?

Тем не менее. такие статьи (мое мнение) заставляют предпринимателя ДУМАТЬ и ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, а также совершать ПРАВИЛЬНЫЕ ШАГИ.
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

ma6yc написал:
[q]
Даже не в книге, которая, Бог даст, продастся и принесет доход.
[/q]

Не принесет, не надейтесь :)

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
<<Назад  Вперед>>Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Экономическая безопасность предприятия »   Методы предотвращения воровства в розничных торговых точках
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS