Разведка - это...

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Для начинающих »   Разведка - это...
RSS

Разведка - это...

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 * 2
Печать
 
Яан
Молчун

Откуда: Воронеж
Всего сообщений: 91
Рейтинг пользователя: 7


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 сен. 2012
В дополнение темы публикую выдержку из учебного пособия Махова С.Ю. «конкурентная разведка в бизнесе»

[q][font=Times]Рынок требует значительных сил и средств для разведки, сбора и обработки многочисленных источников внешней информации. К настоящему времени написано много книг и статей, представлено много терминов: конкурентная разведка, промышленный шпионаж, маркетинговая разведка, бенчмаркинг, деловая разведка.
Понятие «разведка» означает повседневную обязанность человека, занимающегося любого вида деятельностью, так как он должен знать, что, для чего, почему и как поступать в конкретных ситуациях, возникающих в процессе решения тех или иных задач. Об этом же свидетельствуют группы синонимичных слов, связанных с понятием «разведка». В разных источника информации разведка определяется как:
1. вид деятельности, связанной с исследованием (обследованием) чего-нибудь со специальной целью;
2. действия, осуществляемые отдельными людьми и группами людей для получения требуемой информации о явлениях и объектах, входящих в сферу их профессиональных интересов;
3. организации (организационные единицы), ведающие специальным изучением различных аспектов любых явлений, связанных с наукой, производством, экономикой, политикой, войной и общественными отношениями внутри страны и за ее пределами в рамках задач, решаемых этими организациями;
4. совокупность приемов и методов изучения объектов и явлений, входящих в сферу интересов конкретных людей, профессиональных групп и организационных единиц.

Исходя из базовых понятий слова «разведка», определяется термины – конкурентная разведка. Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это сбор и анализ сведений о партнерах и конкурентах. Цель конкурентной разведки состоит в том, чтобы выявить реальное положение дел в корпорациях, определить сильные и слабые стороны их бизнеса. Конкурентной разведкой занимаются банки, инвестиционные, аудиторские, исследовательские, консалтинговые компании, рейтинговые агентства. Одни делают это в интересах собственного бизнеса, другие – по заданию клиентов. Фактически любое маркетинговое исследование содержит элементы конкурентной разведки. Конкурентная разведка производится в интересах бизнеса и только бизнеса, в отличие от разведки в интересах государства. Конкурентная разведка носит общественно-полезный характер, поскольку помогает бизнесу – как российскому, так и зарубежному – развиваться, совершенствоваться, идти в регионы. Очевидно, что в ближайшем будущем, когда бизнес станет еще более профессиональным, конкурентным и цивилизованным, конкурентная разведка будет уже рассматриваться как необходимое условие обеспечения стратегической устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности организации.
Таким образом, конкурентная разведка – это составная часть корпоративной культуры ведения современного бизнеса. Для выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы первоочередную роль начинает играть разведка намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков и т. д.
К сожалению, в России понятие «конкурентная разведка» используется с большой осторожностью, поскольку здесь в силу недопонимания процессов разведка зачастую подразумевает шпионаж.

Промышленный шпионаж (industrial espionage) предполагает передачу, похищение или сбор сведений, составляющих государственную или военную тайну, поэтому промышленным шпионажем должны заниматься соответствующие органы, уполномоченные на это государством. Необходимо отметить, что разведка и шпионаж – схожие понятия, но абсолютно разные вещи.

Промышленный шпионаж возникает там, где проявляет свое бессилие деловая разведка. Масса ситуаций происходит в реальной практике, где правовые границы не совпадают с этическими. И возникает вопрос, что это – конкурентная разведка или уже нечто другое, то, что именуют промышленным шпионажем?
Конкурентная разведка – это легальное занятие, вписывающееся в понятие добросовестной конкуренции. Что же касается засылки агентов и использования для получения сведений технических средств, то такие методы в рамках конкурентной разведки обычно не используются. Считается, что этим конкурентная разведка и отличается от промышленного шпионажа.

Методов конкурентной разведки очень много. Человеку, который не знаком с ними, они представляются как запрещенные. Однако базовые методы основаны на логике и сборе легальных данных. А вот методы сбора информации отличаются кардинально: это и диалог с сотрудниками фирмы конкурента, и беседа по телефону с менеджерами, и резюме сотрудников, и Интернет. Часть методов основана на наблюдении, которое в исследовании конкурентов широко применяется.

Использование методов и технологий разведки позволяет успешно осуществлять прогноз кризисных явлений в бизнесе, т. е. реализовать функцию раннего предупреждения о кризисах. Это, делает возможным предпринять предупредительные меры и снизить вероятность наступления кризиса, произвести его локализацию или снизить возможный ущерб. Кроме того, знания о предстоящем кризисе могут быть использованы в интересах упрочения своего положения или ослабления конкурента.
В настоящее время роль эффективно организованной конкурентной разведки усиливается. Немалая трудность заключается в получении правильного осознания не только внешней обстановки, но и внутренней среды компании. Довольно часто менеджеры, желая показать свою деятельность в лучшем свете перед высшим руководством или владельцами предприятия, а иногда и просто прикрывая свои ошибки, приукрашивают или фальсифицируют данные, поступающие в высший эшелон управления. Это приводит к принятию неоптимальных решений, которые могут нанести ущерб бизнесу. Задачей деловой разведки является проверка информации и исключение подобных ситуаций.

Задача сбора и обработки актуальной и достоверной информации требует наличия постоянно обновляемых информационных ресурсов. Следовательно, возникает потребность в современных технических средствах и наличии программного обеспечения, которое позволит не только собирать и хранить данные из разных источников, но и вести поиск по информационным массивам, используя различные критерии. Для адекватной обработки полученных данных и формирования обоснованных выводов и прогнозов необходимы высококвалифицированные специалисты-аналитики.

Поскольку важнейшим моментом в деятельности служб экономической безопасности становится прогнозирование, то основную роль начинает играть аналитическая работа. Службами экономической безопасности и деловой разведки выявляются риски, моделируются угрозы и сценарии развития кризисов, идентифицируются факторы, действующие на их приближение и развитие. Основной задачей становится предугадать момент, место и вероятность наступления кризиса для принятия превентивных мер и концентрации необходимых сил и средств. Так действуют в настоящее время службы экономической безопасности крупнейших российских и зарубежных компаний.
Мошенничество в сфере предпринимательства остается довольно популярным родом занятий. Особенно уязвимы международные компании, желающие начать свой бизнес в России. Будучи обманутыми, они обращаются в арбитражные суды, которые выносят правильные и справедливые решения, но вернуть утраченные средства и имущество уже не представляется возможным. Выясняется, что у ответчика ценных активов просто нет.

Конкурентная разведка в данном случае является инструментом предотвращения мошенничества. Она особенно эффективна на первоначальном этапе, когда можно предупредить обман. В отличие от иностранных компаний многие российские фирмы неохотно выделяют средства на обеспечение экономической безопасности, и дело здесь, оказывается, не только в недостатке финансов на проведение такой работы, а – очень часто – в неверной оценке перспектив развития бизнеса. Удачно складывающаяся обстановка в предыдущие годы на незаполненных рынках, быстрое развитие, большие прибыли стали нормой для многих компаний. Поэтому для бизнесменов значимость собственного опыта в бизнесе в большинстве случаев становится определяющей.

Следующей ошибкой является завышенная оценка знания рынка. На практике ошибка в оценке объемов рынков составляет от 20 до 50 %. Знания о конкурентах чаще всего фирмы получают из СМИ, на выставках, через дилеров, но такая информация нередко бывает достаточно противоречивой. Кроме того, многие компании просто не желают платить высокую цену за информацию. «Зачем?» Затраты на маркетинг – понятно, а за информацию? Российский рынок, несомненно, входит в период, который характеризуется действием рыночных законов: концентрация продавцов на рынке увеличивается, рыночные барьеры входа растут, усиливается конкурентная борьба, а темпы роста прибыли уже не могут составлять рекордных значений, хотя кое-где еще и сохраняются высокими. Таким образом, на первый план выходит информация о конкурентах, оценка их действий, перспективы развития и, конечно, обеспечение собственной экономической безопасности.

Некоторые компании просто не желают терять время на исследования. Если есть деньги для реализации идеи, почему бы ее не осуществить, пока еще не появились конкуренты? В данном случае бизнесмены идут на неоправданный риск. Хорошая идея должна не только родиться, но и окрепнуть для реализации, а на это нужно время.
Важно отметить, что в середине 1990-х годов конкурентная разведка в России занимала достаточно скромное место. Но в последние годы она становится одним из важнейших видов деятельности для обеспечения нормального функционирования бизнеса. Данная тенденция напрямую не связана с кризисом 1998 г., когда многие фирмы, специализирующиеся в области безопасности бизнеса, стали проявлять интерес к информационно-аналитической работе, видя в ней устойчивую перспективу. Главное – то, что российский бизнес становится более цивилизованным, соблюдаются этические нормы. К тому же усиливается роль государственных органов власти в борьбе с криминалом.

В настоящее время конкурентная разведка в России представляет особое направление консалтинга в сфере безопасности. Далеко не все организации данного рынка обладают профессионализмом, знанием технологий и методов, имеют информацию, достаточную для проведения эффективной конкурентной разведки и удовлетворения требований заказчика. Конкурентная разведка, понимаемая как аналитическое обеспечение важных управленческих решений, – один из инструментов менеджмента, роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многими руководителями и предпринимателями.
Применение методов конкурентной разведки для обеспечения экономической безопасности предприятия позволяет резко повысить эффективность его деятельности, способствует оптимальному расходованию корпоративных ресурсов.

[/font][/q]
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009
Спасибо, уважаемый Яан :hi:

Выскажусь по некоторым пунктам текста.


Яан написал:
[q]
Исходя из базовых понятий слова «разведка», определяется термины – конкурентная разведка. Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это сбор и анализ сведений о партнерах и конкурентах.
[/q]

уже достаточно давно принято, что это, все же, не разведка конкурентов, а разведка, угроз и потенциальных возможностей, которые существуют в среде,в которой работает предприятие. Например, государство для алкогольного бизнеса - не партнер и не конкурент. но его движения отслеживаются, а порой и направляются корпорациями.

Чтобы оценивать термин "конкурентная разведка" полезнее не словарем воспользоваться, а смотреть, как этот некорректный термин появился. Автор, скорее всего, просто не в курсе.


Яан написал:
[q]
Промышленный шпионаж (industrial espionage) предполагает передачу, похищение или сбор сведений, составляющих государственную или военную тайну
[/q]

и это - личное мнение автора, сделанное, видимо, без оглядки на те реалии, которые есть на родине термина "Competitive Intelligence". А там есть "The Economic Espionage Act of 1996", в котором прямо употребляется, например, термин "Protection of trade secrets". Именно "trade", а не "state".

Да и сам по себе термин "Industrial espionage" совсем не ассоциируется на Западе исключительно с государством.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Яан
Молчун

Откуда: Воронеж
Всего сообщений: 91
Рейтинг пользователя: 7


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 сен. 2012
Угрозы и потенциальные возможности - это не результат аналитической обработки, полученных сведений в результате их сбора ?
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Яан написал:
[q]
Угрозы и потенциальные возможности - это не результат аналитической обработки, полученных сведений в результате их сбора ?
[/q]

Мне кажется, что если бы угрозы и возможности были результатом аналитической обработки - дебилы бы правили миром. Они бы никогда не проваливались в ямы на темной тропинке, не имели проблем, беря кредиты под 120% годовых и гуляя без шапки в минус 35. Потому что они ничего не собирают и не анализируют.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Созидатель
Молчун

Всего сообщений: 95
Рейтинг пользователя: -3


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
29 июля 2014
Термин конкурентная разведка - простая дань моде. Если Вы изучали, а еще лучше - преподавали в хорошем вузе Маркетинг/Основы маркетинга, то деловая разведка не содержит практически ничего, о чем бы не рассказывал Ф.Котлер в своем учебнике Основы маркетинга в разделе маркетинговые исследования. И конечно престижнее быть начальником Отдела конкурентной разведки, чем аналитиком из отдела маркетинга. Очень неплохая параллель фильм Правдивая лож с Шварцнегером в главной роли
tungus1973
Модератор форума

Откуда: г. Санкт-Петербург
Всего сообщений: 795
Рейтинг пользователя: 11


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
3 июля 2009
Для: Созидатель
Ф. Котлер - маркетолог. Маркетинг занимается факторами, влияющими на продажи.

Действительно, Котлер довольно широко описывает маркетинговые исследования. Однако, риски компании не ограничиваются сферой продаж, а могут лежать и в других сферах, как то законодательство или новые технологии. Маркетолог, каким бы он ни был знающим и авторитетным, не способен "держать руку на пульсе" абсолютно во всех подобных сферах. Да и компетенции не хватит. Именно поэтому часть рисков попросту выпадают из его поля зрения, а часть рисков он просто не способен оценить по степени влияния на бизнес компании. (Из-за чего и появляются потом "чёрные лебеди", см. книжки Нассима Талеба).

Коммерческая разведка - система комплексного управления рисками внешнего окружения компании. Некоторые методики КР перенесены в неё из разведки государственной (большей частью из СВР, а не ГРУ), где цена риска - не потеря бизнеса, а исчезновение государства. Именно поэтому правильно выстроенная система КР способна обеспечить компании успешное долгожительство.
Созидатель
Молчун

Всего сообщений: 95
Рейтинг пользователя: -3


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
29 июля 2014
Должен констатировать, что изначально это заблуждение пропагандируется от нашего незнания.
Вместо того, чтобы готовить специалистов-маркетологов, мы согласно Паркинсону увеличиваем штаты.

Автор: Сергей Чертопруд | Источник: «Профи»
В этом источнике 4 позиции, которые конкретно объясняют в чем суть конкурентной/деловой разведки
Авторы статьи с этим совершенно не знакомы и суть работы в простом переименовании маркетинга в разведку
Созидатель
Молчун

Всего сообщений: 95
Рейтинг пользователя: -3


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
29 июля 2014
P.S.
Вы пишите "Маркетинг занимается факторами, влияющими на продажи". Я не буду спорить, хотя и здесь поверхностность взглядов. Но, продажи - главное для чего существует бизнес-организации, кроме созданных с социальными целями. Поэтому так тщательно должны выстраиваться маркетинговые исследования. Они имеют объем как диплом или диссертация - много десятков и сотни страниц. Это не бизнес-план ООО или задача как купить молочный завод. Этому и готовят маркетологов. а если диплом получен в коммерческом вузе, в который специалист зашел только на выпусконой, то он возглавив отдел продаж не в состоянии ничего проанализировать
Дал ссылку на статью из форума forum.razved.info/index.php?f=5
fellix13
Член СПКР

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 530
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
24 дек. 2010

Созидатель написал:
[q]
Термин конкурентная разведка - простая дань моде.
[/q]


Ну вообще то это дословный перевод термина competitive intelligence. Удачность или не удачность такого перевода не раз обсуждали на этом форуме. В США КР существует уже несколько десятилетий и продолжает развиваться по всему миру.


Созидатель написал:
[q]
Должен констатировать, что изначально это заблуждение пропагандируется от нашего незнания.
Вместо того, чтобы готовить специалистов-маркетологов, мы согласно Паркинсону увеличиваем штаты.
[/q]


Это тоже старая песня, маркетологи говорят что КР нет потому что это тот же маркетинг, безопасники говорят что КР нет потому что эти вопросы решает СЭБ, управленцы говорят что КР нет потому что есть стратегическое планирование, которое решает эти вопросы... Суть КР это явление междисциплинарное и в случае необходимости может использовать инструменты каждого из указанных выше направлений, но не ограничивается ими.
В том же маркетинге не используется, например, такой инструмент как "военные игры"... а вообще это тоже уже обсуждалось не раз, почитайте Петряшова например, он пришёл из маркетинга и хорошо объяснит вам разницу.

---
https://www.linkedin.com/groups/5046062/
tungus1973
Модератор форума

Откуда: г. Санкт-Петербург
Всего сообщений: 795
Рейтинг пользователя: 11


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
3 июля 2009
Дорогой Созидатель, мы с вами по разному смотрим на один и тот же вопрос.
Вы смотрите на КР/маркетинг с точки зрения решаемых задач.
Я ухожу чуть дальше вас и смотрю на КР не только с точки зрения решаемых задач, но и ЭФФЕКТИВНОСТИ процесса.
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 * 2
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Для начинающих »   Разведка - это...
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS