Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Управление информационными потоками »   Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса
RSS

Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса

Стенограмма передачи «Профилактика»

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4
Печать
 
Ed
Модератор форума

Всего сообщений: 1782
Рейтинг пользователя: 28


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 июня 2009

Алексей написал:
[q]
олько несколько сумбурный
[/q]


Есть попроще:

Прачечная для мозгов

Специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов - о том, кто и как на самом деле дирижирует информацией

Ашманов считает, что любую новость можно изобразить графически.

Сначала линия резко идет на взлет, затем интерес к событию спадает, кривая падает, после чего еще несколько пиков поменьше (нам сообщают новые подробности) и - затухание. Но так все происходит, только если новость честная.

Выпускник мехмата МГУ кандидат технических наук Игорь Ашманов продемонстрировал корреспондентам "РГ", как выглядит сообщение "нечестное", которое запускают с целью воздействия на аудиторию. Кривая взлетает и, вместо того чтобы плавно сойти на нет, продолжает оставаться на высоте требуемое время.

- Интерес к событию подогревается искусственно, регулярными информационными вбросами, - поясняет Ашманов. - Сначала для этого требуются инструменты: СМИ, социальные сети, блоги. Но через какое-то время люди настолько пропитываются пропагандой, что начинают искренне ненавидеть того, на кого им указывают, и подогревают тему сами.
И девочки кровавые

Российская газета: Игорь Станиславович, как вы - математик и специалист в области искусственного интеллекта - увлеклись ремеслом журналистов - новостями?

Игорь Ашманов: Помните август 1999-го? Чеченские боевики вторглись в Дагестан, захватили несколько сел, их загнали в Чечню и разбили. Именно тогда я впервые обратил внимание на то, как информацией манипулируют. Меня поразило, как легко распознать вброс.

Боевиков разгромила армия. Но вскоре, в 2000 году, вместо военных там стали работать фээсбэшники, причем достаточно эффективно. Поступают агентурные данные о местонахождении боевиков, дом окружают, кто не сдается, - сносят танком. И вот очередной случай: райцентр, в квартире пятиэтажки заблокировали 4-х боевиков. При штурме они убиты. Сообщение попадает на ленты, в газеты. И вдруг новая информация: в квартире была 4-летняя девочка, ее убили при штурме! Эта новость, естественно, расходится просто бешено, масса перепечаток. А через сутки- двое все как обрезало. Хлоп - и будто ничего не было.

Начинаю разбираться. Ведь очень странно: нет ни уголовного дела, ни гнева местных властей, ни реакции убитых горем родителей. Ну абсолютно ничего! Так не бывает.

Понятно: кто-то по следам позитивной новости об уничтожении банды сознательно вбросил ложь об убитом во время штурма ребенке. Естественно, сенсацию все подхватили. Серьезные СМИ, которые дорожат своей репутацией, позже поняли, что это ложь. Но в таких ситуациях кому охота давать опровержения? Простейший выход: обрубить тему и забыть. Так и произошло.

Что получили в итоге: фактов вроде и нет, а в массовой памяти осталось, что федералы - звери, детей убивают. Боевики на этом фоне уже чуть ли не жертвы.

Я стал следить за медийными атаками более внимательно. Тем более, что мы создали новостной агрегатор и научились объединять новости в сюжеты.

Основные темы СМИ и блогов за последнюю декаду можно представить в виде зубчатой линии с "полочками" разной величины. Первая полочка - Чечня. Когда Путин закрыл эту тему, возникла другая: дедовщина. Мол, в армии кошмар! Один из пиков - история с несчастным солдатом Сычевым, сегодня всеми забытым. Года полтора дедовщину держали в центре внимания, а потом "выключили", заменив темой национализма, под которым понимался "русский фашизм". Там была уже прямая "возгонка новостей": как только появлялся любой намек на "национальную почву", тема немедленно раскручивалась по максимуму.

Потом настал черед "ментовского беспредела". У нас же чуть ли не полтора миллиона милиционеров. Допустим, полпроцента из них, как везде, неуравновешенны, но в стрессовых ситуациях и при оружии. Кто-то из этих неадекватных сорвется, что-то натворит. Получается, каждый день - несколько событий. Ужас! Один из пиков - история с Евсюковым. Но потом, весной 2010, вдруг, как по команде, менты перестают бить, угрожать, вымогать и стрелять - все. Проблему выключили.

Следующая полочка - коррупция. Она - везде! Мы начинаем яростно ненавидеть коррупционеров. Но летом 2011 года тех, кто ненавидел продажных чиновников, аккуратно конвертировали в ненавидящих Путина...

Год назад мы создали компанию, которая ежедневно мониторит 500 тысяч сообщений в СМИ, блогах и социальных сетях. И начали чертить схемы и графики. Картина - наглядная.

РГ: Почему власть не реагирует?

Ашманов: Реагирует. Как умеет и может.

Панки в храме

РГ: А Pussy Riot - это атака?

Ашманов: Конечно! Девушки-оборотни: при наступлении СИЗО они из девочек превращаются в несчастных матерей-одиночек. Эти девочки пошли в храм, пригласили журналистов, записали видео, наложили звук, выложили в сеть. Профессиональный запуск медийного вируса. Сейчас вот девушки пишут тексты из СИЗО. Но я занимаюсь текстами, мне их тексты кажутся очень непростыми, аккуратно и профессионально сделанными. Вряд ли они ими писаны.

РГ: Акция Pussy Riot и акция "Россия без Путина" - сюжеты одной темы?

Ашманов: Разных. "Россия без Путина" закончилась вместе с выборами. 35 тысяч упоминаний имени Путина в сутки до выборов и где-то 4 тысячи сегодня. Тема сошла на уровень естественного интереса. Сейчас - Патриарх и РПЦ. Pussy Riot как старт, кто-то дернул стартер у бензопилы. После чего череда вбросов: история с часами Патриарха, его квартирой... И вот уже моральный авторитет Ксюша Собчак призывает Патриарха подать в отставку - как неоправдавшего.

Атака на церковь происходит в ситуации, как я называю, интеллигентского ханжества. Люди, которые не разделяют этих ценностей, не считают себя верующими, не входят в "клуб", тем не менее убеждены, что верующие и священники им что-то должны. РПЦ постоянно предъявляют все новые претензии. Жертва проигрывает в любом случае. Если начинаешь что-то публично доказывать, окажешься в эпицентре страстей. Промолчишь - еще хуже. Но молчать нельзя, это точно. Нельзя игнорировать клевету.

Работа по подогреву очень быстрая и профессиональная. Вот Путин устроил онлайновую конференцию, сидел часов 6, отвечая на вопросы. Просто поразительно, с какой скоростью работают эти круги: уже в течение получаса в блогах разбрасывались специально вырванные из контекста и перевранные цитаты. Противник у власти очень сильный и умный, это как шахматная партия, причем против играют гроссмейстеры.

Сейчас параллельно идут два наезда: на полицию и на Патриарха. Березовский месяц назад объявил, что создает христианскую партию. Я в такие совпадения не верю: беглый олигарх ни с того ни с сего вдруг объявляет себя православным, а через две недели начинается атака на РПЦ. Березовский, собираясь играть на христианском поле, начинает "мочить" Московскую патриархию. Просто началась борьба за электорат, в головы обывателей стали вдалбливать, что у Патриарха - часы не те, и сам он не тот, кто им нужен.

РГ: Ну а полицейская тема?

Ашманов: А это примерно то же самое, что и недавнее окошмаривание нашей армии: в ней служить нельзя, там ведь дедовщина, одни упыри и т.д.

Давайте рассуждать. 7 мая - инаугурация Путина. Полиция себя "плохо" проявила при выборах, не братались с протестным электоратом. Значит, надо создать ситуацию, чтобы каждому полицейскому было стыдно стоять в ограждении во время торжеств. Ну а народ надо убедить, что сопротивление полицейским - дело доблести, совести и чести и геройства.

Мне кажется, на полицию будут информационно наезжать вплоть до начала намеченных маршей.

РГ: Зная механизм управления новостями, можно ли сделать прогноз на будущее? Например, на май?

Ашманов: Сезонный - да. На египетских курортах опять появятся акулы, будут слухи о запрете купальников, в Турции изнасилуют и убьют туристок, отравятся паленым виски, в Азии - грипп, в Африке - революция. В общем, сезонная борьба игроков туристического рынка за направления. Называется это "маркетинг территорий".

РГ: Ну а главное?

Ашманов: Зная характер предыдущих наездов, можно предположить, что к инаугурации снова начнут раскручивать тему так называемых "дворцов" Путина, его "личных самолетов" и проч. Иначе как людей на улицы выводить?
Уроки китайского

РГ: Вы предсказываете: через 3 - 4 года произойдет слияние Интернета и ТВ.

Ашманов: В телевидении я не большой эксперт, у меня, скорее, взгляд на него со стороны Интернета. Да, думаю, через 3 - 4 года сигнал будет цифровой, а также ТВ-сигнал будет доставляться через Интернет. На примере ток-шоу в прямом эфире: телепередача превратится по сути в сайт, где до начала эфира будут собирать вопросы, определять ведущих, проводить конкурсы участников. После - обсуждение.

РГ: То есть ничего другого не будет - один сплошной Интернет?

Ашманов: И ничего страшного. Я, например, сам телевизор почти не смотрю, а полтора года назад произошла неприятная история. На отдыхе моя 5-летняя дочь стала худеть и практически отказалась от пищи. Хотели уже везти к врачу. Оказалось, дочь, насмотревшись детских каналов, усвоила, что "красивая девочка - это худая девочка". Прямым текстом с экрана ей посоветовали: надо от еды отказываться, а взрослым говорить, что не хочу есть, потому что невкусно. То есть у меня телевизор чуть не убил ребенка. Меня это настолько поразило, что пришлось запретить дома детям смотреть телевизор. Разрешаю только проверенные диски.

Иногда вы вдруг замечаете, что какая-то тема нарочито всплывает, на ней как бы настаивают - в СМИ, блогах. Пример - детские суициды. Две девочки выбросились с крыши многоэтажки, и новости об этом пошли с лент информагентств. Но ведь детских суицидов у нас в стране до 1,5 тысячи в год, то есть 4-5 в день. Но кто решает, что мы в течении двух недель должны слышать о детских суицидах. Каждый день?!

Можно, конечно, сказать, что это коллективная истерия СМИ. Но я думаю, тут все сложнее.

РГ: А как по-вашему, власть не пойдет на закручивание гаек в Интернете? Скажем, по китайскому сценарию.

Ашманов: В Китае введен запрет по короткому набору тем: секты, Тяньаньмэнь и пр. У них есть список стоп-слов: этих слов у вас не должно быть на сайте. Список публичен, на правительственных сайтах, там же можно скачать программу, которая проверит ваш сайт на их наличие. Но сами китайцы в этом ничего возмутительного не находят.

Только вот наш Интернет сложнее и по точкам доступа, и по структуре, наконец, у нас иной менталитет. Так что это маловероятный сценарий. Для нас более вероятны ограничения по американскому типу, где есть иммунитет провайдеров при условии их быстрого реагирования на жалобы.

РГ: Есть ли оружие против информационных атак?

Ашманов: В декабре, когда в Москве бушевали митинги, на Чистых прудах митингующие пытались прорвать оцепление. У них был канал в Твиттере (тэг), который они через телефоны использовали для координации усилий. И когда они уже собрались прорываться, этот канал связи был зашумлен. Туда хлынули тысячи цитат русской классики. Митингующие не смогли координировать усилия. Потом, правда, перешли на другой канал, но с большими потерями аудитории.

РГ: Кто такое устроил?

Ашманов: Работа людей одного из интернет-ресурсов...


интересно

Из "Правил Ашманова"

Не бывает технических проблем. Бывают только человеческие, то есть организационные.

Управление программистами - не магия. Управлять программным проектом может даже гуманитарий. Но для этого обязательно нужно вообще уметь управлять людьми и проектами.

Уникальная специфика программного обеспечения - миф. Производство программного обеспечения не является особым бизнесом, оно не более особенное, чем пищевая промышленность или косметология.

Технический жаргон ничего не значит. Любой жаргон служит узнаванию своих и запутыванию чужих.

Нельзя верить срокам, которые называют программисты. Средний разработчик всегда добросовестно заблуждается относительно трудоемкости задачи, обычно в меньшую сторону. Он никогда не учится на ошибках.

Магическая сила технологии - миф. Новая, сложная, впечатляющая технология не обязательно приведет к успеху. Действительно уникальные технологии возникают очень редко, и с большой вероятностью в настоящий момент точно такая технология уже обсуждается, разрабатывается или даже уже продается.


Досье РГ:

50-летний Игорь Ашманов - выпускник механико-математического факультета МГУ в третьем поколении: отец, мама и бабушка тоже закончили мехмат, а сын сейчас на нем учится. После института работал научным сотрудником Вычислительного центра АН СССР в отделе Искусственного интеллекта.

Руководил разработкой программы проверки правописания в русской версии Microsoft Office, популярного спам-фильтра, был исполнительным директором "Рамблера". Свою работу в "Рамблере" описал в книге "Жизнь внутри пузыря".

Под его руководством создан профессиональный российский переводчик и электронный словарь МультиЛекс для шести языков. Разрабатывает новое поколение поисковых машин.

Создал компанию, которая ежедневно мониторит до 500 тыс сообщений в СМИ, блогах и социальных сетях. Система в автоматическом режиме собирает отзывы и упоминания о людях, брендах и продуктах, обрабатывает их, и выгружает информацию в виде отчетов. Что позволяет создавать графики, по которым можно визуально отличить естественный интерес от искуственно подогреваемых сюжетов.

Женат, четверо детей. Супруга - Наталья Касперская входит в список 50 самых влиятельных деловых женщин России по версии журнала "Финанс", сооснователь компании "Лаборатория Касперского" - производителя антивирусов.


hound
Гость

Ссылка

[q=Ed]Создал компанию, которая ежедневно мониторит до 500 тыс сообщений в СМИ, блогах и социальных сетях. Система в автоматическом режиме собирает отзывы и упоминания о людях, брендах и продуктах, обрабатывает их, и выгружает информацию в виде отчетов. Что позволяет создавать графики, по которым можно визуально отличить естественный интерес от искуственно подогреваемых сюжетов.[/q]
Интересно - а что это за система? Никто не знает?
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

hound написал:
[q]
Интересно - а что это за система? Никто не знает?
[/q]

Я не знаю, но думаю, что это может быть их собственная, самописная система. Характеру и масштабам деятельности Ашманова вполне соответствует.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
hound
Гость

Ссылка

[q=CI-KP] но думаю, что это может быть их собственная, самописная система. Характеру и масштабам деятельности Ашманова вполне соответствует. [/q]
Вполне возможно. Но немного странно, что о ней практически ничего не известно, даже названия. А ведь он человек опытный, наверняка запатентовал ее.
Sergey
Долгожитель форума

Всего сообщений: 640
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
9 июня 2010

hound написал:
[q]
Интересно - а что это за система? Никто не знает?
[/q]

Агрегатор Новотека. Но он никак не даст 500.000 новостей СМИ. Я уже писал выше. Это они считают с соцсетями.
Семёныч
Модератор форума
Городской Охотник
Всего сообщений: 926
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 июня 2009

Sergey написал:
[q]
мы создали новостной агрегатор и научились объединять новости в сюжеты.
[/q]

Похоже, что они что-то своё придумали. При таком потоке в пол ляма новостей - должно быть сильная штука.

---
Нет такой безвыходной ситуации,в которую невозможно вляпаться... (с)
Sadovnik
Модератор форума

Всего сообщений: 197
Рейтинг пользователя: 18


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 июня 2009

Семёныч написал:
[q]
Похоже, что они что-то своё придумали. При таком потоке в пол ляма новостей - должно быть сильная штука.
[/q]

А не похоже случайно, ну так, чисто попутно, на скрытую рекламу продукта. :wink:
Значит скоро появится.
Семёныч
Модератор форума
Городской Охотник
Всего сообщений: 926
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 июня 2009
Для рекламы надо было бы название продукта "засветить", так чтоб на слуху было. Да и продавая продукт, они явно меньше заработают, чем беря заказы на мониторинг с помощью продукта.

---
Нет такой безвыходной ситуации,в которую невозможно вляпаться... (с)
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Семёныч написал:
[q]
продавая продукт, они явно меньше заработают, чем беря заказы на мониторинг с помощью продукта.
[/q]

Не факт. А вот постоянных затрат точно понесут намного меньше.
Кроме того, разработка продукта и мониторинг - просто разные бизнесы. С разными кадраси и принципами работы. Далеко не всем такое нравится.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Sergey
Долгожитель форума

Всего сообщений: 640
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
9 июня 2010

Семёныч написал:
[q]

Sergey написал:
[q]
мы создали новостной агрегатор и научились объединять новости в сюжеты.
[/q]
Похоже, что они что-то своё придумали. При таком потоке в пол ляма новостей - должно быть сильная штука.
[/q]

В первом сообщении темы сказано, какой именно агрегатор они используют.
Объединять в сюжеты - ничего сложного в этом нет.
У них это реализовано Тема->Подтема. Каждый "сюжет" (подтема) предварительно прописывается и все дела.
Например: В мире -> Африка -> Ливия.
p.s.
а полляма - это все же "мусор" (бла-бла-бла) из соцсетий 100%
Указанный (в декларированном объеме) агрегатор не потянет более 10-20 тыс в сутки.
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Управление информационными потоками »   Игорь Ашманов: как отличить новость от вброса
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS