Конкурентная разведка и рынок M&A

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Технологии работы и инструменты конкурентной разведки »   Конкурентная разведка и рынок M&A
RSS

Конкурентная разведка и рынок M&A

Конкурентная разведка на рынке захватов и поглощений

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5
Печать
 
Игорь Нежданов
Модератор форума
Прагматик
Откуда: Советский Союз
Всего сообщений: 1025
Рейтинг пользователя: 13


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 июня 2009
Помимо так называемых дружественных поглощений, когда продавец сам желает продать компанию, в бизнесе широко распространена практика не дружественных поглощений (захватов). Такие действия возможны как в рамках закона так и с нарушением закона, но их объединяет одна особенность – владелец бизнеса не желает продавать свою компанию, но тем ни менее права на нее (компанию) переходят к захватчику. Организуется такой переход разными способами от получения прав на акции (в т.ч. и вполне правовой скупки) до прямой подделки документов (например о смене учредителей).
Как защитить бизнес от подобных действий? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать как может осуществляться захват, что и в какой последовательности будет предпринимать захватчик. Поэтому в начале кратко разберем возможную последовательность действий злоумышленника.
Захват
Слово захват само говорит за себя – получение объекта в свое распоряжение помимо воли его владельца. Захват - всегда силовое мероприятие, даже если нет горилл в масках. Захват всегда сопряжен с конфликтом – ведь прежний владелец не хотел расставаться с предприятием. Захват это принуждение, поэтому он всегда противоправен сам по себе или как минимум его элементы.

Цель захвата (поглощения)
У подобных мероприятий цель всегда одна – получение быстрой выгоды. Именно огромная выгода является движителем рейдеров. Ведь вложив несколько сотен тысяч иностранных дензнаков можно получить имущество стоимостью в десятки миллионов, а это сотни, а порой тысячи процентов прибыли. От таких перспектив многие просто забывают о законе, морали, этике. Такая выгода возможна посредством приобретения прав на новое имущество через:
- покупку ТМЦ предприятия-цели по заниженной стоимости (фиктивные сделки);
- получение рыночных преимуществ (за счет контроля конкурента или его полной нейтрализации).
Покупка ТМЦ предприятия-цели по заниженной цене это простая перепродажа имущества захваченного предприятия заранее подготовленному (своему) продавцу по цене близкой к нулю. А ведь это имущество (земля, строения, оборудование, сырье, готовая продукция…) может стоить десятки, сотни миллионов. Вот здесь и возникают тысячепроцентные прибыли. Покупка ТМЦ по заниженной цене нужна для того, чтобы появилась:
- возможность дальнейшей продажи по более высокой цене;
- возможность дальнейшей эксплуатации захваченного имущества и получения прибыли.
Кроме простой продажи захваченного имущества можно извлечь и еще одну выгоду из захвата предприятия. Это получение рыночных преимуществ, которые выражаются в:
- устранении имеющегося конкурента;
- увеличении доли рынка (в т.ч. и вхождение в рынок).

Методы поглощения:
Сама процедура поглощения (захвата) может быть осуществлена разными способами. Главное это то, что бы в конце пути предприятие-цель стало собственностью заинтересованного лица или по крайней мере стало ему подконтрольно. Такая цель достигается посредством:
- приобретения прав на предприятие-цель;
- установления влияния на ТОП менеджмент предприятия-цели;
- принуждения к продаже активов предприятия-цели;
- силовой захват.

Приобретение прав на предприятие это на первый взгляд правовой способ получить контроль над предприятием-целью. Да, если скупка акций проходит в рамках закона и у покупателя формируется контрольный пакет. Но такая скупка обычно дает мало акций – чаще всего люди не хотят расставаться с акциями надежного предприятия, приносящими им дивиденды. В этом случае начинаются не совсем законные действия. Обычно это давление на владельцев акций. Такое давление может быть психологическим и физическим. При психологическом давлении агрессор может создать видимость ухудшения ситуации на предприятии и подтолкнуть к мысли о том, что нужно продать акции сейчас, пока они хоть чего то стоят, иначе в последствии за них вообще ничего не дадут. При создании такой видимости в ход идут и агрессивные PR-компании в местных СМИ, и распространение слухов, и фиктивные иски в суды разных инстанций, и давление на поставщиков предприятия, его клиентов, партнеров. Или возможны угрозы, шантаж. Про физическое давление нет смысла говорить – Российская криминальная действительность девяностых годов дала множество примеров такого воздействия.
Приобретение прав на предприятие возможно через:
- прямую скупку акций;
- сбор доверенностей на управление акциями;
- скупка долгов и дальнейшее банкротство предприятия.
Сбор доверенностей на управление акциями это менее удобный, но тем ни менее используемый способ получить бразды правления. К нему тоже прибегают, а понуждение к даче таких доверенностей осуществляется теми же способами, что и к продаже акций.
Скупка долгов предприятия-цели и активация процедуры банкротства может использоваться как элемент психологического давления на владельцев акций, так и как самостоятельный способ приобретения прав на имущество цели.

Установление влияния на ТОП менеджмент также достаточно перспективно с точки зрения рейдера. Если среди ТОПов предприятия-цели появился союзник захватчика, то как минимум агрессор становится осведомлен о всех тонкостях и нюансах обороны, о всех скелетах в шкафах, в общем обо всем. Это как минимум. Кроме этого такой ТОП становится агентом влияния и оказывает воздействие в том числе и на принятие решений. Но совсем плохо для предприятия если такой агент имеет право подписи. В этом случае захватчик будет действовать максимально быстро. Такое влияние возможно через:
- оказание давления (угрозы, шантаж и т.п.);
- стимулирование (подкуп, премии, посулы, например стать руководителем и т.п.).

Принуждение к продаже это еще один способ захвата предприятия. Суть его сводится к созданию такой обстановки вокруг предприятия, при которой оно (предприятие) не может нормально работать и естественно терпит убытки. Поставщики отказывают в сырье без полной предоплаты, клиенты отказываются покупать, все местные контролирующие органы разом решают проверить работу предприятия, и т.д. и т.п. В такой обстановке любое, самое крепкое, предприятие начнет умирать. Чего собственно и добивается захватчик. Принуждение осуществляется через:
- создание рыночных преград, которые могут быть следующими:
- недопущение к сырьевому рынку (сырьевая монополия);
- недопущение к рынку потребителей (потребительская монополия);
- создание административных преград - установление жесткой протекционистской политики со стороны органов власти;
- создание коммуникационных преград:
- транспортные преграды (авто, ж/д, водный и т.д.);
- преграды в подаче ресурсов (электроэнергия, вод – теплоснабжение, и т.п.).

Силовой захват может быть осуществлен с наличием подложных документов (решения собрания акционеров, судебные решения и т.п.) или без таковых. Но в том и другом случае схема последующих действий сводиться к физическому захвату интересующего объекта и нескольким быстрым последовательным продажам этого актива. В результате этих действий имущество формально принадлежит совершенно сторонней организации. Мало того, что противодействуя в соответствии с законом нужно много времени для получения судебного решения, дак еще конечный покупатель (если его удастся найти) будет добросовестным приобретателем и изъять у него имущество ой как не просто.
Защита от захвата (не дружественного поглощения)
Понимая, что может произойти в случае захвата предприятия, его владельцам лучше заранее принять ряд мер для предупреждения таких событий или как минимум для создания серьезных трудностей захватчикам. Для понимания, что нужно сделать для предотвращения захвата или как минимум для его серьезного осложнения, необходимо определить что может помешать рейдеру или что сделает компанию для него не привлекательной. Именно создание таких условий и есть цель защитных мероприятий.

Цель защиты
Вопрос не простой, но тем ни менее решаемый. Цели две:
- снизить стоимость (ценность) компании естественно в глазах захватчика, а не реальную;
- увеличить количество препятствий на пути захватчика.
Снижение стоимости компании делает захват менее прибыльным мероприятием и это отталкивает потенциальных захватчиков. Кто захочет вкладывать деньги в мероприятие если на выходе маячит не значительная прибыль. Снижение стоимости компании можно осуществить за счет:
- увеличения количества обязательств компании-цели (в т.ч. долги);
- снижения стоимости акций и активов компании (снижение котировки);
- уменьшения объема активов компании (например их распродажа - фиктивная).
А увеличение количества препятствий достигается за счет:
- процедурно-правовых ловушек;
- мотивационных бомб;
Что это такое и как организовывается поговорим ниже.

Система защиты от недружественного поглощения
Понятно, что пары – тройки мероприятий не достаточно для противостояния хорошо подготовленному и опытному рейдеру. По этому защита компании от захвата должна включать в себя ряд подсистем:
- подсистемы выявления интереса к компании;
- подсистему пассивной обороны;
- подсистему активной обороны.

Подсистема выявление интереса к компании должна вести непрерывное наблюдение за акциями компании, фиксировать попытки массовой скупки акций, выявлять любые проявления интереса к компании и ее имуществу. Отслеживать нужно котировки акций, объемы сделок с акциями, объявления о скупке акций, сбор информации о компании и т.п.. При выявлении искомых факторов их нужно проверить и в случае действительной скупки информировать лицо, отвечающее за дальнейшие действия (например рискменеджера). Если говорить о максимально возможной защищенности, то необходимо выявлять потенциальных захватчиков (как заказчиков так и исполнителей) и отслеживать их действия (устремления, планы и т.п.). Пожалуй кроме конкурентной разведки на данном этапе вряд ли кто то поможет компании.

Подсистема пассивной обороны предназначена для создания в компании таких условий, при которых рейдеру будет не просто выполнить каждый свой шаг по захвату. Данная подсистема состоит из:
- организационных;
- правовых;
- мотивационных блоков.

Организационный блок (процедурные ловушки):
- формирование оборонительной команды (финансовая компания + юридическая компания + PR);
- выработка четкого плана действий в случае попытки поглощения;
- создание положительного образа компании в глазах общественности и власти (активный PR);
- создание своего лобби в органах власти;
- отслеживание данных об акционерах для быстрой связи с ними в случае необходимости;
- выпуск особых акций, действия с которыми возможен только с одобрения совета директоров;
- резервирование части акций за советом директоров без их продажи с целью реализации (продажи) в случае кризиса;
- выпуск привилегированных (без права голоса) акций для миноритариев, простых (с одним голосом) акций для «своих» и золотых (с большим количеством голосов) акций для себя;
- регистрация предприятия в стране с наиболее сильным противозахватническим законодательством.

Правовой блок (правовые ловушки):
- усложненная процедура внесения изменений в устав (не менее 2/3 голосов);
- подготовки в Уставе возможности дополнительной эмиссии акций среди ограниченного круга лиц в случае приобретения внешним лицом более 20% акций либо предложения от внешнего лица на приобретение более 30% акций;
- подготовки возможности выпуска обязательств (вексель, облигация) с коротким сроком погашения и условием погашения – поглощение предприятия;
- многоступенчатые выборы в совет директоров:
- часть совета выбирается прямым голосованием;
- часть назначается генеральным директором;
- часть входит в совет в связи с занимаемой должностью
или:
- возможность избрать 1/3 совета директоров сроком на 3 года каждый год без возможности досрочного прекращения полномочий, т.е. в течении года можно поменять не более 1/3 совета;
- внесение в устав положения «о справедливой цене» - в случае массовой скупки акций интервент обязан выплачивать цену, которая рассчитывается по определенным правилам (например от прибыли предприятия или доходности отрасли…);
- ограничение права созыва внеочередного собрания акционеров (например не менее 10% голосов).

Мотивационный блок (мотивационные бомбы):
- особые премии для тех акционеров, которые не продавали свои акции 3/5/10/15 лет;
- особые премии для тех акционеров, которые не продавали свои акции при поглощении предприятия;
- особые условия контрактов ключевых менеджеров на случай их увольнения после поглощения (выплата премии в размере ½ годового дохода) и запрет на их увольнение в течении некоторого периода в случае поглощения.

Здесь также важна роль конкурентной разведки. Ей необходимо получить информацию о том как подобные системы организованы на других предприятиях, выявить какие СМИ чьи интересы лоббируют и кто имеет на них внимание, кто из властных структур с кем из потенциальных захватчиков связан или наоборот находится в состоянии конфликта.

Подсистема активной обороны предназначена для активных ответных действий в случае попытки захвата предприятия. Данная подсистема включает в себя например:
- обратный выкуп акций у интервента с премией и подписание соглашения о бездействии, т.е. обязательство более не покупать им акции данного предприятия в течении определенного времени;
- поглощение компании подвергшейся атаке дружественной компанией;
- изменение структуры капитала – взятие компанией большого количества обязательств, что снижает ее ценность;
- продажа активов компании-цели иной фирме (своей);
- предложение о покупке интервента;
- создание дублированной системы коммуникаций или четкая договоренность о дублировании (ж/д пути, автодороги и т.п.);
- создание дублированной системы ресурсоснабжения или четкая договоренность о дублировании (электро – водо – газо – тепло снабжение);
- создание своего лобби во властных структурах местного и федерального уровня
- дублирование источников сырья и покупателей;
- встречный захват (но для этого нужно знать КТО организовал поглощение вашей компании).
В данном направлении конкурентная разведка должна так же активно работат:
- своевременное выявление начала атаки на предприятие;
- определение исполнителя и заказчика;
- определение их стратегии, их ресурсов и их слабых мест.

---
Есть вопрос - спрашивайте. На прямой вопрос будет прямой ответ...
Лаборатория Перспективных Разработок
hound
Гость

Ссылка

[q=Игорь Нежданов]В этом случае начинаются не совсем законные действия. Обычно это давление на владельцев акций. Такое давление может быть психологическим и физическим. При психологическом давлении агрессор может создать видимость ухудшения ситуации на предприятии и подтолкнуть к мысли о том, что нужно продать акции сейчас, пока они хоть чего то стоят, иначе в последствии за них вообще ничего не дадут. При создании такой видимости в ход идут и агрессивные PR-компании в местных СМИ, и распространение слухов, и фиктивные иски в суды разных инстанций, и давление на поставщиков предприятия, его клиентов, партнеров. Или возможны угрозы, шантаж. Про физическое давление нет смысла говорить – Российская криминальная действительность девяностых годов дала множество примеров такого воздействия. [/q]
Игорь, хорошая статья. Вот в указанный абзац я бы добавил что-то вроде:
Весьма часты случаи, когда для давления на предприятие-цель используются правоохранительные и контрольные (проверяющие) органы.

Дело в том, что сейчас это уже не исключение, а правило, к сожалению.
Игорь Нежданов
Модератор форума
Прагматик
Откуда: Советский Союз
Всего сообщений: 1025
Рейтинг пользователя: 13


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 июня 2009
Как вы понимаете это лишь краткий обзор (очень краткий) причем моего в нем не много. Теперь бы обсудить каждое направление поподробнее...

---
Есть вопрос - спрашивайте. На прямой вопрос будет прямой ответ...
Лаборатория Перспективных Разработок
hound
Гость

Ссылка

[q=Игорь Нежданов]Теперь бы обсудить каждое направление поподробнее... [/q]
Это очень надолго... Я не думаю, что реально.
Игорь Нежданов
Модератор форума
Прагматик
Откуда: Советский Союз
Всего сообщений: 1025
Рейтинг пользователя: 13


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 июня 2009
А все равно давайте попробуем.
Возьмом к примеру направление "выявление проявлений интереса к компании". Рассматриваем естественно в разрезе вероятной попытки поглощения. КАКОГО РОДА проявления интереса нужно отслеживать? Или по другому - что выявлять?

Интерес к акциям компании - это видимо однозначно, даже если с первого взгляда видно, что интерес исключительно в рамках получения дивидентов.

Интерес к долгам компании.

Обращения в госорганы за информацией о компании.

Сбор информации о внутреннем устройстве компании, о конфликтах, о системе управления, о личностных качествах руководителей и основных акционеров. . .

Какие еще проявления по отношению к компании нужно отслеживать для выявления подготовки к захвату?

---
Есть вопрос - спрашивайте. На прямой вопрос будет прямой ответ...
Лаборатория Перспективных Разработок
hound
Гость

Ссылка

[q=Игорь Нежданов]Интерес к акциям компании [/q]
Чтобы звучало грамотно - надо добавить "или долям" (так как есть ООО).
И еще я бы добавил -
- интерес к контрагентам компании (поставщикам, покупателям)
asket
Долгожитель форума

Всего сообщений: 539
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 фев. 2010

Игорь Нежданов написал:
[q]
Какие еще проявления по отношению к компании нужно отслеживать для выявления подготовки к захвату?
[/q]


Возможно ещё появление публикаций в СМИ,интернете о компании,которые не являются результатом работы PR-подразделения организации и которые начинают формировать тенденцию.
hound
Гость

Ссылка

[q=asket]Возможно ещё появление публикаций в СМИ,интернете о компании,которые не являются результатом работы PR-подразделения организации и которые начинают формировать тенденцию.[/q]
Это уже следующий этап - он идет после изучения.
Игорь Нежданов
Модератор форума
Прагматик
Откуда: Советский Союз
Всего сообщений: 1025
Рейтинг пользователя: 13


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
7 июня 2009

hound написал:
[q]
Чтобы звучало грамотно - надо добавить "или долям" (так как есть ООО).
[/q]

Да - согласен.


hound написал:
[q]
И еще я бы добавил -
- интерес к контрагентам компании (поставщикам, покупателям)
[/q]

А какого рода интерес? Ведь простое обращение по рекламе это тоже интерес... Вероятно речь о попытке выявления у контрагентов информации о компании-цели. Или исследование контрагентов с целью заблокировать или усложнить деятельность компании-цели.


asket написал:
[q]

Возможно ещё появление публикаций в СМИ,интернете о компании,которые не являются результатом работы PR-подразделения организации и которые начинают формировать тенденцию.
[/q]

Это разведпризнаки. К ним подойдем чуть позже и обязательно обсудим.

---
Есть вопрос - спрашивайте. На прямой вопрос будет прямой ответ...
Лаборатория Перспективных Разработок
hound
Гость

Ссылка

[q=Игорь Нежданов]Вероятно речь о попытке выявления у контрагентов информации о компании-цели. Или исследование контрагентов с целью заблокировать или усложнить деятельность компании-цели.[/q]
Да, и особенно - второе.
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Технологии работы и инструменты конкурентной разведки »   Конкурентная разведка и рынок M&A
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS