Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Общие вопросы конкурентной разведки »   Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.
RSS

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.

Чем конкурентная разведка отличается от маркетинговых исследований?

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 6
Печать
 
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Dimi3]Значит, общего между конкурентной разведкой и маркетинговыми исследованиями так много, что пользователь этих услуг (руководитель фирмы), скорее всего, не увидит разницы. [/q]

Разница в решаемых ЗАДАЧАХ, во всяком случае, с позиций разведки коммерческой.

[b]Первая задача[/b] разведки - заглянуть в завтрашний день - это [b]стратегические[/b] задачи, как правило, они касаются весьма широкого спектра решения проблем, задач и рисков, касающихся выживания компании в долгосрочной перспективе, кроме того, сюда же входит и поиск вероятных прорывов (возможностей для бизнеса в целом). Успешное решение этой задачи подразумевает отслеживание весьма значительного кол-ва объектов и связанных с ними факторов, которые касаются и сферы рынка, и технологий производства, и деятельность конкурентов (их потенциальную, будущую активность на основе выявленных трендов), и ассортимента выпускаемой (реализуемой продукции) + еще много чего в зависимости от стратегических целей бизнеса.

[b]Вторая задача[/b] разведки - решение реактивных проблем и задач (внезапно возникающие риски, форс-мажоры, реже возможности) - это [b]оперативные[/b] задачи, требующие, как правило, немедленного реагирования на [b]НЕзапланированные[/b] и [b]НЕпредвиденные[/b] изменения обстановки, активность конкурентов, появление новых технологий (и/или товаров, ставящих под угрозу собственный бизнес). Основная сложность решения этих задач заключается в том, что начинать их решение приходится в ситуации полной информационной неопределенности, поскольку риск НЕожиданн и НЕзапланирован, и, собственно, неясно насколько серьезную опасность на момент своей реализации он может представлять. Работа по данному направлению сродни работе пожарных. Когда у Вас полыхнуло, Вы бросаете все свои дела и занимаетесь тушением, хотя, возможно, очаг возгорания был небольшой и угас бы сам собой, НО лучше не рисковать. Не правда ли?

[b]Третья задача[/b] разведки - отслеживание текущей ситуации по факторам (объектам, фигурантам), способным оказать влияние на развитие (изменения) будущих событий - это [b]тактические[/b] (повседневные) задачи. Они могут решаться самим подразделением разведки организации, но, как правило, уже решаются линейными подразделениями компании, работающими в контакте с внешней средой (маркетологи, поставщики, снабженцы, логистики и т.п.). В этом случае на разведку ложиться обязанность выработки и идентификации индикаторов (разведпризнаков), при появлении (обнаружении) которых, сведения о них [b]НЕзамедлительно[/b] попадают в поле зрения КР.

Особо подчеркну, что речь идет [b]ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО[/b] о рисках, угрозах и возможностях - [b]рыночного характера[/b]. Обеспечением безопасности и выявлением рисков криминальной направленности коммерческая разведка (в отличие от разведки конкурентной) [b]НЕ занимается[/b], оставляя это поле деятельности службе безопасности компании.

Да простят меня коллеги, но в коммерческой разведке и, кстати весьма часто, источниками информации могут выступать вовсе не конкретные люди, а например, конкретная деловая активность объекта разведывательной разработки.

Полагаю, что МИ работают в более узкой полосе исследований и по более ограниченному количеству объектов, в том числе по временному интервалу.

Впрочем, могу и заблуждаться, как обычно.... :bottle:
Семёныч
Модератор форума
Городской Охотник
Всего сообщений: 926
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 июня 2009
Прости, Генрих, задам провокационный вопрос, с точки зрения "неискушённого" читателя, слабо разбирающегося в вопросах маркетинга и МИ.
Изложенные три задачи не являются задачами МИ. Но не являются ли они одними из многих задач маркетинга?
Хотелось бы услышать и комментарии Петряшова, он ближе к маркетингу, чем Генрих.

---
Нет такой безвыходной ситуации,в которую невозможно вляпаться... (с)
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

hound написал:
[q]
Я думаю, Дмитрий Петряшов скорее исключение, чем правило в маркетинге.
[/q]

Сам Дмитрий - да. Но я говорил о том, что он может рассказать, может ли КР быть инструментом маркетинга.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
tungus1973
Модератор форума

Откуда: г. Санкт-Петербург
Всего сообщений: 795
Рейтинг пользователя: 11


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
3 июля 2009

Семёныч написал:
[q]
Изложенные три задачи не являются задачами МИ. Но не являются ли они одними из многих задач маркетинга?
[/q]
Где-то КР и Маркетинг, конечно пересекаются.

Для начала следует признать, что не существует какого-то единого и точного определения, что же такое маркетинг и что такое КР.
Можно сказать, что обе дисциплины работают с внешним окружением компании.

И Маркетологи и специалисты КР:
- собирают информацию о ближнем и дальнем внешнем окружении компании;
- анализируют эту информацию и делают прогнозы развития событий;
- дают рекомендации по изменению конкурентной, продуктовой, технологической, сбытовой и т.д. стратегии компании.
То есть обе структуры проводят ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ и, при необходимости, РЕКОМЕНДУЮТ ПРОВЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ.

Различаются сферы деятельности маркетологов и КР. Например, не входит в компетенцию маркетологов (и никогда не будет им поставлена!) задача: "Создать условия, при которых можно будет продать наш старый магазин на 20% выше средней рыночной цены", а специалистам КР такое иногда поручается. С другой стороны существуют чисто маркетинговые задачи, поручать которые КР просто нерационально. Например: "Определить необходимый объем рекламного времени на 1м ТВ-канале".

Различаются объекты внимания маркетологов и специалистов КР. Для маркетолога существует постулат: "Дальним внешним окружением управлять нельзя, его изменения нужно отслеживать и заблаговременно к ним готовиться". Специалист КР скажет: "Кое-что в дальнем внешнем окружении компании можно изменять в нужную нам сторону". Таким образом, классический маркетинг упускает целый пласт возможностей!

Различаются СУБЪЕКТЫ внешней среды, на которые воздействуют маркетологи и специалисты КР, а также ВИДЫ такого воздействия. Маркетолог использует РЕКЛАМУ для воздействия на ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ. Специалист КР использует СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ для воздействия на КЛИЕНТОВ, КОНКУРЕНТОВ, ПОСТАВЩИКОВ, ОРГАНЫ ВЛАСТИ и т.д.

Можно еще коснуться инструментария исследований. В маркетинге и КР инструментарий несколько различается. Например, в маркетинге есть хорошие инструменты детального исследования изменения поведения потребителей. В КР наработаны методы, позволяющие добыть такую информацию, какую ни один маркетолог не добудет ни опросами, ни анализом прессы.

С другой стороны некоторые методы исследований встречаются и в маркетинге и в КР. Посмотрите замечательную книгу "Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе", которую написали маркетологи К.Фляйшер и Б.Бенсуссан (издательство "Бином"). Некоторые из описанных в ней инструментов НЕ знакомы отечественным маркетологам. Например, там есть анализ характера руководителя компании-конкурента и прогнозирование его поведения. И хотя такие методы активно применяются в КР, следует признать, что в зарубежном маркетинге они тоже есть.

Резюмируя сказанное:
- Маркетинг и КР пересекаются в некоторых видах рыночных исследований.
- Маркетинг не является частью КР, а КР не является частью маркетинга.
- Маркетинг и КР используют в своей работе несколько разные инструменты.
_
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Семёныч]Изложенные три задачи не являются задачами МИ. Но не являются ли они одними из многих задач маркетинга?[/q]

На самом деле, все гораздо проще, как мне кажется.

Все зависти от конечных (генеральных) целей исследований.

Если эти исследования связаны исключительно с целями реализации конкретной продукции (на том или ином рынке), то это, безусловно МИ, реализуемые собственным набором проверенных инструментов.

Если Ваша задача обеспечить комплексную успешность и рентабельность бизнеса исходя из конкретно определенных целей - это коммерческая разведка. Причем, интересы маркетинга здесь безусловно присутствуют и учитываются (как одна из групп факторов рыночных рисков и возможностей). Кстати, именно поэтому профессиональная команда КР - СБРОД - в хорошем смысле этого слова, куда входят и маркетолог, и пиарщик и технолог и иные специалисты (в зависимости от конкретно решаемых задач).

На мой взгляд (возможно и ошибочный), задачи КР гораздо шире задач МИ. Впрочем, все, опять-таки, упирается в ЦЕЛИ исследований, а они могут быть весьма узки, ведь цели определяют ТОПы.
Семёныч
Модератор форума
Городской Охотник
Всего сообщений: 926
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 июня 2009
Задавая свой провокационный вопрос, я разделял маркетинг и МИ. Перечисленные ув.Генрихом три задачи, почти полностью могут быть задачами маркетинга (не МИ). Позволю себе смелость заявить, что не будь конкурентной (коммерческой) разведки, эти задачи, наверняка, стояли бы в полном объёме перед отделом маркетинга. Маркетинг, как дисциплина, явления не старое. КР - ещё моложе. Дисциплины эти активно развиваются. Но чем дальше они будут развиваться , тем больше они будут иметь свою специфику. Но от общих корней никуда не деться, отсюда и дебаты: кто чей инструмент, и кто актуальней в работе с информацией.

---
Нет такой безвыходной ситуации,в которую невозможно вляпаться... (с)
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Семёныч]Задавая свой провокационный вопрос, я разделял маркетинг и МИ. Перечисленные ув.Генрихом три задачи, почти полностью могут быть задачами маркетинга (не МИ).[/q]

Ну, я исходил из того, то задачи маркетинга во многом решаются маркетинговыми исследованиями (МИ).

Что касается решения нижеперечисленных задач и возможностей их решения задачами маркетинга, то позволю себе ШИБКО сомневаться.

Да, возможно, задачи стратегического маркетинга близки к стратегическим задачам разведки (читай к стратегическим рискам и возможностям бизнеса компании), НО, все же, на мой взгляд, задачи маркетинга гораздо уже задач разведки.

А если имеется в виду сфера деятельности, которой фирма в данный момент не занимается вовсе???

Разведка способна установить и идентифицировать этот риск/возможность, маркетинг навряд ли, он ведь занимается проблемами/возможностями сбыта (производства и реализации) конкретного товара или продукта.

Таким образом все зависит от ЦЕЛЕЙ или ПРИХОТИ владельца бизнеса.

Наконец, существуют и различия (перечислять которые не вижу смысла) в работе и возможностях разведки и маркетинга.

ИМХО, конечно.... :bottle:
Семёныч
Модератор форума
Городской Охотник
Всего сообщений: 926
Рейтинг пользователя: 10


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 июня 2009

Генрих Лемке написал:
[q]

А если имеется в виду сфера деятельности, которой фирма в данный момент не занимается вовсе???Разведка способна установить и идентифицировать этот риск/возможность, маркетинг навряд ли, он ведь занимается проблемами/возможностями сбыта (производства и реализации) конкретного товара или продукта.
[/q]

Вот только по данной цитате сомневаюсь... Ведь проводятся же МИ по вопросу выхода фирмы с новым продуктом на новый рынок. МИ не будут заморачиваться выявлением рисков при этом выходе, но они точно будут выявлять благоприятные пути реализации нового продукта на новом рынке. Можно считать это наглядным показателем разности задач в КР и МИ.

---
Нет такой безвыходной ситуации,в которую невозможно вляпаться... (с)
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Семёныч]Вот только по данной цитате сомневаюсь... Ведь проводятся же МИ по вопросу выхода фирмы с новым продуктом на новый рынок. МИ не будут заморачиваться выявлением рисков при этом выходе, но они точно будут выявлять благоприятные пути реализации нового продукта на новом рынке. Можно считать это наглядным показателем разности задач в КР и МИ. [/q]

Даже не знаю, что ответить, потому как и согласен и не согласен одновременно.

Вполне допускаю, что в какой-нибудь ПКФ завершенного цикла (и производство и реализация), ну, что-нибудь типа Вим-Биль-Данн ([b]ВНИМАНИЕ!!![/b] - название компании дано только для гипотетического примера), действительно все возложено на службу маркетинга и соответственно, на МИ, т.е. МИ и соответствующая служба компании осуществляют отнюдь [b]НЕ только[/b] поиск сведений и весь комплекс ИАД по проблематике эффективной реализации своего продукта и его выводу на новые рынки сбыта.

Кроме того, упомянутая служба осуществляет комплекс исследований по проблемам модернизации оборудования и производства, поиска новых технологий обработки и приготовления самого продукта (для снижения издержек производства), осуществляет технико-технологический бенчмаркинг других производственных сфер пищевой и не пищевой промышленности и т.п.

В этом случае, для меня нет сомнений в том, что передо мной КР, выступающая в обличье (под прикрытием) МИ. Впрочем, вопросы все равно остаются.

Например, почему эти исследования и, соответственно, исследователи подчиняются начальнику службы маркетинга, а не непосредственно 1-му лицу (лиго его 1-му заму по разведке), ведь это существенно повысило бы эффективность КР.

(Практика свидетельствует, что разведка способна обеспечивать действенным и ценным информационным продуктом [b]ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО[/b] и только то подразделение/руководителя, в непосредственных интересах которого она осуществляет свою деятельность - это аксиома. Это же подразделение/руководитель ставит разведывательные задачи.)

Каким образом начальник службы маркетинга определяет задачи, прямо в маркетинг не входящие, например, все те же вопросы технической и технологической разведки в интересах модернизации производственных процессов (есть и много других вопросов по другим направлениям стратегической деятельности компании, например, специальные информационные операции и т.п.)? Держит в службе маркетинга штат технологов и других специалистов - НЕ маркетологов? Выходит с инициативными предложениями к начальникам соответствующих производств?

Иными словами имеется утечка информации о некиех специфических функциях службы маркетинга, явно выходящих за рамки стандартных МИ.

Каким образом службе маркетинга формулируются и ставятся задачи, к маркетингу явно не относящиеся? И самое главное - зачем?

[q=Семёныч]Позволю себе смелость заявить, что не будь конкурентной (коммерческой) разведки, эти задачи, наверняка, стояли бы в полном объёме перед отделом маркетинга. Маркетинг, как дисциплина, явления не старое.[/q]

Мне видится, что в развитии бизнеса мы все равно отстаем от наших зарубежных партнеров/конкурентов, просто в силу нашего исторического развития.

Почему же, несмотря на наличие старых и проверенных инструментов маркетинга все большая доля зарубежных компаний (что на Западе, что на Востоке), тем не менее, все же обращаются к возможностям КР? Следуют моде? Или же осознают необходимость возложения специфических задач на специфическое подразделение, работающее специфическими методами?

Без бутылки - не разберешься.... :bottle:
Dimi3
Почетный участник

Откуда: Беларусь, Минск
Всего сообщений: 140
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 апр. 2010
Очень интересная полемика развернулась между практиками КР!
Но, у меня сложилось впечатление, что мы заходим ни с той стороны (или это я не с той стороны смотрю, а вы уже давно "прошли" эту сторону?).
Ведь КР возникла не сама по себе и существует не для самой себя, она используется бизнесом. Значит именно Бизнес будет отправной точкой для понимания этого вопроса.
Бизнесу нужна работа с информационными ресурсами (как и с другими ресурсами: финансами, кадрами, оборудованием, временем) и он решает что именно использовать для этой работы в данной конкретной ситуации: МИ или КР.

Генрих Лемке писал:
[q]
Почему же, несмотря на наличие старых и проверенных инструментов маркетинга все большая доля зарубежных компаний (что на Западе, что на Востоке), тем не менее, все же обращаются к возможностям КР?
[/q]

Видимо, западный бизнес пришел к тому, что в современных, более жестких и даже агрессивных, чем раньше, условиях МИ уже не хватает... И тогда самое время для КР!
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 6
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Общие вопросы конкурентной разведки »   Конкурентная разведка и маркетинговые исследования.
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS