Особенности планирования в КР

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Технологии работы и инструменты конкурентной разведки »   Особенности планирования в КР
RSS

Особенности планирования в КР

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4
Печать
 
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Цайрус Грин написал:
[q]
Евгений, поясните, в каких задачах или принципах работы КР выходит за рамки маркетинга?
Ваш тезис о том, что "КР умеет работать с отдельным человеком как носителем информации, а маркетинг - вообще не рассматривает такое явление" мне кажется весьма спорным. Не совсем пока понимаю, почему с точки зрения маркетинга конкретный человек вообще не рассматривается как носитель информации?
Осветите также и другие аспекты работы, в которых КР на Ваш взгляд выходит за рамки маркетинга.
[/q]

Если Вам мой тезис кажется спорным - приведите, пожалуйста аргументы.

Насколько я информирован, в основе маркетинга лежит сегметирование - разделение объектов интереса на группы, и объединение в эти группы. Где там место отдельному человеку? Прямое взаимодействие с человеком как носителем информации там есть разве что в фокус-группе. Но и это тоже - группа по большому счету.

Проведение активных мероприиятий - еще одна сфера, где КР не совпадает с маркетингм. Скорее, пересекается с PR, но и от его работы отличается.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=CI-KP] Говоря о том, что именно крупне копании создают отдельное подразделение КР, я исходилл из практики, которая показывает: создание отдельного подразделения крайне болезненно воспринимается в небольшой компании. Там эти функции либо выполняются обученными сотрудниками в рамках своих функций, либо собственником. [/q]

Создание отдельного подразделения КР может восприниматься болезненно только в одном случае - когда таковое подразделение создаётся на предприятии гласно и открыто (и об этом известно сотрудникам др. отделов). В этом случае достаточно одной небольшой утечки во вне и вот уже на деловой репутации компании стоит несмываемое клеймо организации, практикующей методы промышленного шпионажа (даже в том случае, если ни одной задачи по исследованиям не осуществлялось вовсе).

"Снаружи" никто не будет разбираться с тем, что содержат в себе методы разведки, вполне достаточно того, что конкурент занимается разведкой в отношении меня - надо ли продолжать дальнейшую цепочку логических рассуждений конкурентного окружения, превращающих методы КР в методы промышленного шпионажа.

Ситуация, на мой взгляд НЕДОПУСТИМАЯ, поскольку под корень режет секретность существования, а, следовательно, и эффективность деятельности ещё только разворачиваемой разведывательной структуры.

Технологию развёртывания описывать здесь не буду (писал об этом ранее в своих книгах), но вся тонкость заключается в том, что небольшая объединённая группа сотрудников (из разных отделов компании: маркетинг, Pr, планирование, снабжение, технологий и разработок и т.д.) создаётся на неофициальной основе, как рабочая группа для решения специальных задач, при этом, официально, сотрудники группы остаются в штате своих отделов, а их официальный оклад по ставке не изменяется.

Таким образом, фактически имея в своём штате отдел специальных исследований, компания НИКАКИМ отделом разведки НЕ располагает, а о существовании и истинном предназначении вновь созданной группы знает один, от силы два человека.

Сотрудники группы частично освобождаются от своих обязанностей (в связи с работой в новой группе), но продолжаю работать в своих отделах являясь проводниками обратной связи и находясь в курсе изменений, с которыми сталкиваются их "родные" отделы во внешней среде.

[q=CI-KP] Кстати, нередко СБшники становятся костяком службы КР. Это обычно бывает в бизнесах, понимание нюансов которого не требует углубленного изучения дисциплин в рамках университетской программы. Разумеется, в ютом случае СБшники перестают заниматься СБ.[/q]

Поскольку речь идёт о специальных исследованиях рынка и рыночных возможностей (а не криминальных угроз или факторов недобросовестной конкуренции в рамках обеспечения безопасности компании) я не поддерживаю такого направления развития и развёртывания системы разведки предприятия.

В плане развёртывания мне приходилось работать и с СБ-шниками, и со сборными командами специалистов по бизнесу.

Мой личный опыт показывает, что работа сборной команды спецов по бизнесу всегда более эффективна, а их подходы к решению задач исследования рынка на предмет новых возможностей, как правило, всегда более многовариантны и менее рискованы, но весьма эффективны, тем более, что достаточно часто эти спецы уже имеют наработанные контакты с потенциальными источниками информации во внешней среде.

Впрочем, с первыми (СБ) предпочитаю не работать, поскольку не являюсь профессионалом в сфере обеспечения безопасности или коммерческой контрразведки.

[q=CI-KP] А по тому, как КР может найти новые рынки, я все равно не понял. Если можешь привести пусть и гипотетический пример - было бы хорошо. Мозговой штурм, как мне кажется, не специфический мето работы КР. [/q]

Мозговой штурм, как правило, выступает начальной фазой решения поставленных задач, когда в ходе его проведения определяются потенциальные варианты решения задачи, а также вероятные методы исследований и ориентировочные объёмы информации, направления поиска и источники сведений.

Из множества вариантов решений задачи выбираются наиболее реалистичные и незатратные. Ну, к примеру, гипотетическая задача на повышение доходов и общей прибыльности может быть решена путем: снижения издержек (новые технологии; сокращения производственных циклов; оптимизация цепочек маркетинговых коммуникаций, бенчмаркинг и т.п.); повышения производительности (опять-таки новые технологии, но уже несколько иной направленности; модернизация технологических и бизнес-процессов; бенчмаркинг и т.п.); выходом в новые сегменты рынка, обладающего необходимым потенциалом сбыта; изменения самой продукции (услуг) (т.е. - разведка предпочтений клиентов и потребителей); .... полагаю имеется ещё немало возможностей решения данной задачи, зависящих от конкретных особенностей бизнеса компании.

Естественно, что специальные исследования осуществляются в той полосе (или направлениях) поиска, которые не охвачены уже существующими отделами компании (информация об уже осуществляемых сферах поиска поступает разведке по каналам обратной связи - ведь сотрудники группы прекрасно осведомлены, какими задачами в данный момент занимаются их "родные" отделы).
Генрих Лемке
Гость

Ссылка

[q=Цайрус Грин] В данном вопросе мне более близка точка зрения CI-КР. Когда методы и методология работы КР повышают эффективность работы отдела маркетинга. КР в данном случае, задает более высокие стандарты работы с информацией (сбор, фиксирование, хранение, анализ, подача). [/q]

Если КР повышает эффективность работы отдела маркетинга, [b]ТО, скорее всего[/b] это служба разведки отдела маркетинга, [b]НО НЕ[/b] разведывательная система компании в целом.

Долгосрочные стратегические цели бизнеса (с учётом особенностей развития) могут не совпадать с текущими маркетинговыми задачами,а, следовательно, большой пласт потенциальных возможностей для бизнеса выпадает (в случае разведки подчинённой маркетингу) из поля зрения разведывательной системы компании.
tungus1973
Модератор форума

Откуда: г. Санкт-Петербург
Всего сообщений: 795
Рейтинг пользователя: 11


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
3 июля 2009
КР очень плотно пересекается с психологией и социологией организаций, а маркетинг с психологией и социологией потребителей. Маркетолог может дать руководству рекомендации, основываясь на поведении потребителей или маркетинговый ход конкурента. Специалист КР в своих рекомендациях учтёт психологические портреты, шаблонные действия топ-менеджеров конкурента, а также оценит производственный и человеческий потенциал фирмы, воздействие на ситуацию её деловых связей.
Дело не в том, кто "круче" - маркетологи или специалисты КР, или кто из них мыслит правильнее. Просто каждый делает свою работу, используя свои инструменты и методы. А руководитель компании может принять более взвешенное решение, основываясь на рекомендациях маркетологов, разведчиков, и имеющуюся в своем распоряжении дополнительную информацию.
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Генрих Лемке написал:
[q]
Создание отдельного подразделения КР может восприниматься болезненно только в одном случае - когда таковое подразделение создаётся на предприятии гласно и открыто (и об этом известно сотрудникам др. отделов). В этом случае достаточно одной небольшой утечки во вне и вот уже на деловой репутации компании стоит несмываемое клеймо организации, практикующей методы промышленного шпионажа (даже в том случае, если ни одной задачи по исследованиям не осуществлялось вовсе).
[/q]

Не соглашусь. Такого рода подразделения, когда они создаются по инициативе руководства, называют обычно "информационно-аналитическими" или "стратегического развития". Отрицательное отношение к любому раздуванию штатов (а создание отдела именно им и является) воспринимается руководством изначально плохо всегда. потому что руководителя постоянно просят на что-то потратить деньги - и не факт, что на что-то полезное. Отсюда и настороженное отношение к любому затратному проекту.

Если же речь идет о том, что действующие сотрудники будут частично освобождены от своих текущих обязанностей, для целей работы в негласно существующем направлении, ситуация принципиально не меняется. Потому что те обязанности, от которых их частично освободили, либо не будут выполняться, либо будут возложены на кого-то, либо будут выполнены тем же человеком в дополнительное время. В любом варианте, кроме первого - это затраты. А в первом - несделанная работа и проблемы, связанные с этим. Учитывая, что в КР-службу берут наиболее талантливых, несделанная ими работа - не есть хорошо.



Генрих Лемке написал:
[q]
В плане развёртывания мне приходилось работать и с СБ-шниками, и со сборными командами специалистов по бизнесу.

Мой личный опыт показывает, что работа сборной команды спецов по бизнесу всегда более эффективна, а их подходы к решению задач исследования рынка на предмет новых возможностей, как правило, всегда более многовариантны и менее рискованы, но весьма эффективны, тем более, что достаточно часто эти спецы уже имеют наработанные контакты с потенциальными источниками информации во внешней среде.
[/q]

Тут у нас нет противоречий. Я говорил о том, что выходцы из СБ могут во многих случаях быть отличными руководителями КР. Именно по этому поводу был спор в одной из веток этого форума.
Привлекать же к работе они в любом случае будут разных людей, т.к. у КР работа всегда проектная, а разные проекты требуют разных видов работ. Поэтому "сброд" будет в любом случае. Но списочный состав этого "сброда" не будет идентичным.
Вот поговорите с curios'ом, который присутствует на этой площадке - он идеально может справиться (и успешно справляется) с функциями КР, хотя вообще занимался все время СБ. Вряд ли он в открытом эфире много расскажет, но при личном общении - наверняка.



Генрих Лемке написал:
[q]
Если КР повышает эффективность работы отдела маркетинга, ТО, скорее всего это служба разведки отдела маркетинга, НО НЕ разведывательная система компании в целом.
[/q]

А вот тут Вы, на мой взгляд, не только не вполне правы, но и сами себе немного противоречите. Вы верно заметили:

Генрих Лемке написал:
[q]
Сотрудники группы частично освобождаются от своих обязанностей (в связи с работой в новой группе), но продолжают работать в своих отделах являясь проводниками обратной связи и находясь в курсе изменений, с которыми сталкиваются их "родные" отделы во внешней среде.
[/q]

Слова "частично" и "продолжают работать в своих отделах" цветом выделил я.
Частично освобождаются, а в остальном - нет. Но ведь на может же человек вернуться в свой отдел маркетинга и, приступив к прямым обязанностям его сотрудника, забыть методы работы КР :wink:
Это же образ мышления, а не материальный предмет, который можно убрать в ящик стола и забыть до следующего раза. поэтому естественно, что отдел. в котором работает специалист КР, выиграет от этого. Более того, как показывает практика, глядя на его работу, еще и остальные учатся понемногу, перенимают методы и подходы. Это не значит, что они информированы о "второй жизни" коллеги. Просто, когда "разведывательный цикл" начинает применяться в решении проблем, это очень заметно. И высокая результативность тоже.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Диего
Новичок (писатель)

Всего сообщений: 17
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
27 июня 2009
На сколько я понял, взаимоотношения отделов маркетинга и КР лежат, в основном, в области применения полученной информации, так как анализ положения на основном и альтернативных рынках, действий конкурентов, возможностей и угроз (и т.д.) - критерии и маркетинкового анализа и КР. Особенности есть, но они, скорее, не порядке и направлениях сбора информации, а в направлениях ее анализа и выводах.

Я также бы (как и CI-KP) не исключал конкретных лиц как источников информации для маретинговых исследований. Умение работать с как социальными группами, так и с отдельными лицами входит в программу обучения специалистов по маркетингу (в том числе с получение информации без расшифровки целей, апосредованное воздействие на человека и т.д.).

Красивая мысль - применить для организации КР на небольшом предприятии при решении возникающих профильных для КР задач рабочие группы из специалистов в разных областях знаний. Несмотря на имеющиеся известные негативные моменты матричных структур (двойная подчиненность членов групп, повышение на них нагрузки по работе и т.д.), в целом, рабочие группы вполне могут обеспечивать потребности среднего бизнеса без особого ущерба для бюджета (при этом и аутсорсинг в КР никто не отменял).

Остался открытым вопрос необходимости прямой подчиненности отдела КР (рабочей группы) напрямую на первому лицу (гиганты индустрии, где интересы отдельных департаментов охватывают целые отрасли и регионы, упускаем). На мой взгляд, непосредственное руководство группой должно быть прерогативой именно первого лица, так как именно он занимается стратегическими вопросами предприятия, а это и есть сфера деятельности КР. (?)
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Диего написал:
[q]
Умение работать с как социальными группами, так и с отдельными лицами входит в программу обучения специалистов по маркетингу (в том числе с получение информации без расшифровки целей, апосредованное воздействие на человека и т.д.).
[/q]

Специалисты по маркетингу, как правило, не умеют работать с отдельными людьми. По наитию - на бытовом уровне или на уровне прочтения книг - да. Как и любой коммуникабельный человек. Но в системе их никто этому не учит.
Недаром, западные коллеги признают: главное, что выходцы из разведки привнесли в КР - это разведывательный цикл. Никто этому в маркетинге не учит. Соответственно, поиску человека-объекта и человека-источника маркетологов тоже не учат.


Диего написал:
[q]
Остался открытым вопрос необходимости прямой подчиненности отдела КР (рабочей группы) напрямую на первому лицу (гиганты индустрии, где интересы отдельных департаментов охватывают целые отрасли и регионы, упускаем). На мой взгляд, непосредственное руководство группой должно быть прерогативой именно первого лица, так как именно он занимается стратегическими вопросами предприятия, а это и есть сфера деятельности КР. (?)
[/q]

Насколько я понимаю, если задачи стратегические и если Первое Лицо готово быть в неформальном контакте - то, конечно, надо подчинять Первому Лицу, или, хотя бы, его уполномоченному заместителю.
Но, если Первое Лицо не готово к такому приближению к себе сотрудников КР, то стратегической работы не будет. Однако это вовсе не означает, что КР не будет эффективна. В тактических и оперативно-тактических вопросах КР эффективна, и даже очень.

И ситуаций, когда именно на тактических успехах конкурентную разведку впервые замечает, а затем приближает к себе руководитель, гораздо больше, чем примеров создания стратегических служб КР.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
tungus1973
Модератор форума

Откуда: г. Санкт-Петербург
Всего сообщений: 795
Рейтинг пользователя: 11


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
3 июля 2009

CI-KP написал:
[q]
И ситуаций, когда именно на тактических успехах конкурентную разведку впервые замечает, а затем приближает к себе руководитель, гораздо больше, чем примеров создания стратегических служб КР.
[/q]

Примеров создания стратегических служб КР немного, потому что подавляющее большинство топ-менеджеров не знает этого инструмента. Если посмотреть содержание курсов МВА бизнес-школ отечественных и зарубежных, имеющих филиалы в России, то нигде нет даже намека на бизнес-разведку. Частично работа с внешней средой раскрывается на стадии обучения стратегиям, но и там больше от маркетинга. Не зная о КР, как эффективном инструменте, о его возможностях, руководитель не будет создавать специальное подразделение в организации.
Это примерно как рассказывать жителю Африки что такое снег. После нескольких попыток объяснений, он представит себе снег как некое подобие холодного пуха, который падает с неба, но не зная истинных его свойств, сочтет совершенно бесполезным.
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

tungus1973 написал:
[q]
Примеров создания стратегических служб КР немного, потому что подавляющее большинство топ-менеджеров не знает этого инструмента.
[/q]

В данном случае мы говорили скорее о факте, а не о причинах. Но если вдаваться в причины, я не соглашусь. Да, такая причина есть. Но она далеко не главная.

На Западе тоже не так много стратегических служб КР. А вот тактических примеров - полно.

Связано малое число стратегических КР-служб у нас, на мой взгляд, не столько с плохой информированностью, сколько все же с отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов КР. У нас значительно меньше отставных генералов разведки, чем крупных компаний. А никого другого на такие позиции и не позовут.
Ситуация же, когда маркетолог успел дорасти до таких высот, что не только успел научиться КР в полной мере, но еще и вырос при этом до уровня доверия топ-менеджера крупной компании, пока просто не успела сложиться. Да и большой вопрос - на каком направлении лучше использовать такого специалиста. Без КР компании, как мы видим, живут. А без финансовых, коммерческих и прочих реально работающих директоров - нет.
И мне ни разу не довелось пока видеть, чтобы грамотный директор направления, отлично использующий в своей работе КР, вдруг решил бросить свою работу и возглавить КР-подразделение.

Я бы не стал забывать и о том, что в самых крупных компаниях работают прикомандированные сотрудники государственных ведомств. Они решают многие вопросы, которые по идее могла бы самостоятельно решать КР, но в ситуации противостояния иностранным государственным ведомствам один на один она будет объективно несостоятельна.


tungus1973 написал:
[q]
Если посмотреть содержание курсов МВА бизнес-школ отечественных и зарубежных, имеющих филиалы в России, то нигде нет даже намека на бизнес-разведку.
[/q]

Как часто бывает, слова "нигде", "никогда", "никто" и т.п. могут подвести. Конкурентную разведку лично я читал на MBA в Уральском государственном Техническом университете УГТУ-УПИ, и читаю на программах постдипломной подготовки маркетологов в высшей Экономической Школе в Екатеринбурге. :)

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Цайрус Грин
Новичок

Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя: 0


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 июня 2009
[q=CI-KP]Если Вам мой тезис кажется спорным - приведите, пожалуйста аргументы.[/q]
На рынках B2B клиенты (которые чаще всего представляют собой самостоятельные бизнес-структуры) являются важнейшим источником информации, как о рынке в целом, так и о конкурентах. Носителями бесценной инсайдерской информации в данном случая будут топ-менеджеры, и даже владельцы компаний, являющимися клиентами. Контакты с данными людьми требуют к себе особого внимания. Здесь как никогда важно и уметь выстроить доброжелательный контакт, и расположить к дальнейшему взаимодействию, бывает, что не обойтись и без техник выведывания информации.
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Технологии работы и инструменты конкурентной разведки »   Особенности планирования в КР
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS