Конкурентная разведка это не вообще. И не масштабный перенос государственной внешней разведки в бизнес. Производная - безусловно. Но это самостоятельное явления в виду особенности среды применения.
Реально для начинающих объясню - условия работы ограничены общегражданским законодательством, нарушение этого законодательства фатально на длительном промежутке времени. Мотивация сотрудников, поддержание их лояльности, обеспечение конфиденциальности и скрытности проведения мероприятий совсем иное, т.к. доступный инструментарий существенно сужен. Это как минимум.
Тихонов написал:
И не масштабный перенос государственной внешней разведки в бизнес.
Или, быть может, это максимально масштабный перенос, но, по факту, ввиду невозможности переноса больших кусков, а также невозможности финансирования ряда мероприятий на практике, масштаб получается ощутимо меньший?
Тихонов написал:
Но это самостоятельное явления в виду особенности среды применения.
В конечном счете - да, специфика появляется. Но, по большому счету, если подобные ограничения возникнут перед сотрудником государственной разведки - он будет поступать так же. Поэтому совершенно самостоятельным явлением конкурентная разведка, скорее, оказывается из-за резкого количественного перекоса в сторону применения определенных методов, но не из-за их специфичности.
Согласны?
CI-KP написал:
Согласны?
В целом да.
Единственное что. Конкурентная разведка в наше время это не прерогатива крупных корпораций, соизмеримых по мощи с государством. Это насущный инструмент бизнеса и не только. Соответственно возникает человеческий фактор. Т.е. ясно, что служба в ЦРУ это одно, а работа начальником информационно-аналитического отдела в крупной сети продуктовых магазинов -совсем, качественно другое. Методы решения задач - да, согласен. Сто раз согласен. Но методы организации работы людей иные. Точнее производные от. И с использованием.И с применением. Но скорее тут уже об общих принципах работы с людьми речь - установления доверительных отношений, поддержания и завершения, контроля действий сотрудников, проверки результатов, выяснения мотивов действий и пр. Все же количественное усечение переходит в качественное здесь на мой взгляд. Уволился человек и до свидания - ничем он по большому счету не связан в правовом поле. А вне этого поля далеко не все готовы действовать - и это хорошо. Более того. Масштаб проекта влияет на восприятие. Человек может взять и уволиться в разгар событий. Потому что бабушка заболела моя, а бизнес Ваш и хрен бы с ним, не обеднеете. Имеет право. Более того - многие это поймут. И новому работодателю объяснит, что де душили творческую свободу и зарплату зажимали. В государственном масштабе все же подход другой. И возможности его реализации.
CI-KP написал:
Или, быть может, это максимально масштабный перенос, но, по факту, ввиду невозможности переноса больших кусков, а также невозможности финансирования ряда мероприятий на практике, масштаб получается ощутимо меньший
Наверное да. Это масштабный перенос доступных для переноса методов. Я бы так тогда определил.
Рынок требует значительных сил и средств для разведки, сбора и обработки многочисленных источников внешней информации. К настоящему времени написано много книг и статей, представлено много терминов: конкурентная разведка, промышленный шпионаж, маркетинговая разведка, бенчмаркинг, деловая разведка.
Понятие «разведка» означает повседневную обязанность человека, занимающегося любого вида деятельностью, так как он должен знать, что, для чего, почему и как поступать в конкретных ситуациях, возникающих в процессе решения тех или иных задач. Об этом же свидетельствуют группы синонимичных слов, связанных с понятием «разведка». В разных источника информации разведка определяется как:
1. вид деятельности, связанной с исследованием (обследованием) чего-нибудь со специальной целью;
2. действия, осуществляемые отдельными людьми и группами людей для получения требуемой информации о явлениях и объектах, входящих в сферу их профессиональных интересов;
3. организации (организационные единицы), ведающие специальным изучением различных аспектов любых явлений, связанных с наукой, производством, экономикой, политикой, войной и общественными отношениями внутри страны и за ее пределами в рамках задач, решаемых этими организациями;
4. совокупность приемов и методов изучения объектов и явлений, входящих в сферу интересов конкретных людей, профессиональных групп и организационных единиц.
Исходя из базовых понятий слова «разведка», определяется термины – конкурентная разведка. Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это сбор и анализ сведений о партнерах и конкурентах. Цель конкурентной разведки состоит в том, чтобы выявить реальное положение дел в корпорациях, определить сильные и слабые стороны их бизнеса. Конкурентной разведкой занимаются банки, инвестиционные, аудиторские, исследовательские, консалтинговые компании, рейтинговые агентства. Одни делают это в интересах собственного бизнеса, другие – по заданию клиентов. Фактически любое маркетинговое исследование содержит элементы конкурентной разведки. Конкурентная разведка производится в интересах бизнеса и только бизнеса, в отличие от разведки в интересах государства. Конкурентная разведка носит общественно-полезный характер, поскольку помогает бизнесу – как российскому, так и зарубежному – развиваться, совершенствоваться, идти в регионы. Очевидно, что в ближайшем будущем, когда бизнес станет еще более профессиональным, конкурентным и цивилизованным, конкурентная разведка будет уже рассматриваться как необходимое условие обеспечения стратегической устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности организации.
Таким образом, конкурентная разведка – это составная часть корпоративной культуры ведения современного бизнеса. Для выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы первоочередную роль начинает играть разведка намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков и т. д.
К сожалению, в России понятие «конкурентная разведка» используется с большой осторожностью, поскольку здесь в силу недопонимания процессов разведка зачастую подразумевает шпионаж.
Промышленный шпионаж (industrial espionage) предполагает передачу, похищение или сбор сведений, составляющих государственную или военную тайну, поэтому промышленным шпионажем должны заниматься соответствующие органы, уполномоченные на это государством. Необходимо отметить, что разведка и шпионаж – схожие понятия, но абсолютно разные вещи.
Промышленный шпионаж возникает там, где проявляет свое бессилие деловая разведка. Масса ситуаций происходит в реальной практике, где правовые границы не совпадают с этическими. И возникает вопрос, что это – конкурентная разведка или уже нечто другое, то, что именуют промышленным шпионажем?
Конкурентная разведка – это легальное занятие, вписывающееся в понятие добросовестной конкуренции. Что же касается засылки агентов и использования для получения сведений технических средств, то такие методы в рамках конкурентной разведки обычно не используются. Считается, что этим конкурентная разведка и отличается от промышленного шпионажа.
Методов конкурентной разведки очень много. Человеку, который не знаком с ними, они представляются как запрещенные. Однако базовые методы основаны на логике и сборе легальных данных. А вот методы сбора информации отличаются кардинально: это и диалог с сотрудниками фирмы конкурента, и беседа по телефону с менеджерами, и резюме сотрудников, и Интернет. Часть методов основана на наблюдении, которое в исследовании конкурентов широко применяется.
Использование методов и технологий разведки позволяет успешно осуществлять прогноз кризисных явлений в бизнесе, т. е. реализовать функцию раннего предупреждения о кризисах. Это, делает возможным предпринять предупредительные меры и снизить вероятность наступления кризиса, произвести его локализацию или снизить возможный ущерб. Кроме того, знания о предстоящем кризисе могут быть использованы в интересах упрочения своего положения или ослабления конкурента.
В настоящее время роль эффективно организованной конкурентной разведки усиливается. Немалая трудность заключается в получении правильного осознания не только внешней обстановки, но и внутренней среды компании. Довольно часто менеджеры, желая показать свою деятельность в лучшем свете перед высшим руководством или владельцами предприятия, а иногда и просто прикрывая свои ошибки, приукрашивают или фальсифицируют данные, поступающие в высший эшелон управления. Это приводит к принятию неоптимальных решений, которые могут нанести ущерб бизнесу. Задачей деловой разведки является проверка информации и исключение подобных ситуаций.
Задача сбора и обработки актуальной и достоверной информации требует наличия постоянно обновляемых информационных ресурсов. Следовательно, возникает потребность в современных технических средствах и наличии программного обеспечения, которое позволит не только собирать и хранить данные из разных источников, но и вести поиск по информационным массивам, используя различные критерии. Для адекватной обработки полученных данных и формирования обоснованных выводов и прогнозов необходимы высококвалифицированные специалисты-аналитики.
Поскольку важнейшим моментом в деятельности служб экономической безопасности становится прогнозирование, то основную роль начинает играть аналитическая работа. Службами экономической безопасности и деловой разведки выявляются риски, моделируются угрозы и сценарии развития кризисов, идентифицируются факторы, действующие на их приближение и развитие. Основной задачей становится предугадать момент, место и вероятность наступления кризиса для принятия превентивных мер и концентрации необходимых сил и средств. Так действуют в настоящее время службы экономической безопасности крупнейших российских и зарубежных компаний.
Мошенничество в сфере предпринимательства остается довольно популярным родом занятий. Особенно уязвимы международные компании, желающие начать свой бизнес в России. Будучи обманутыми, они обращаются в арбитражные суды, которые выносят правильные и справедливые решения, но вернуть утраченные средства и имущество уже не представляется возможным. Выясняется, что у ответчика ценных активов просто нет.
Конкурентная разведка в данном случае является инструментом предотвращения мошенничества. Она особенно эффективна на первоначальном этапе, когда можно предупредить обман. В отличие от иностранных компаний многие российские фирмы неохотно выделяют средства на обеспечение экономической безопасности, и дело здесь, оказывается, не только в недостатке финансов на проведение такой работы, а – очень часто – в неверной оценке перспектив развития бизнеса. Удачно складывающаяся обстановка в предыдущие годы на незаполненных рынках, быстрое развитие, большие прибыли стали нормой для многих компаний. Поэтому для бизнесменов значимость собственного опыта в бизнесе в большинстве случаев становится определяющей.
Следующей ошибкой является завышенная оценка знания рынка. На практике ошибка в оценке объемов рынков составляет от 20 до 50 %. Знания о конкурентах чаще всего фирмы получают из СМИ, на выставках, через дилеров, но такая информация нередко бывает достаточно противоречивой. Кроме того, многие компании просто не желают платить высокую цену за информацию. «Зачем?» Затраты на маркетинг – понятно, а за информацию? Российский рынок, несомненно, входит в период, который характеризуется действием рыночных законов: концентрация продавцов на рынке увеличивается, рыночные барьеры входа растут, усиливается конкурентная борьба, а темпы роста прибыли уже не могут составлять рекордных значений, хотя кое-где еще и сохраняются высокими. Таким образом, на первый план выходит информация о конкурентах, оценка их действий, перспективы развития и, конечно, обеспечение собственной экономической безопасности.
Некоторые компании просто не желают терять время на исследования. Если есть деньги для реализации идеи, почему бы ее не осуществить, пока еще не появились конкуренты? В данном случае бизнесмены идут на неоправданный риск. Хорошая идея должна не только родиться, но и окрепнуть для реализации, а на это нужно время.
Важно отметить, что в середине 1990-х годов конкурентная разведка в России занимала достаточно скромное место. Но в последние годы она становится одним из важнейших видов деятельности для обеспечения нормального функционирования бизнеса. Данная тенденция напрямую не связана с кризисом 1998 г., когда многие фирмы, специализирующиеся в области безопасности бизнеса, стали проявлять интерес к информационно-аналитической работе, видя в ней устойчивую перспективу. Главное – то, что российский бизнес становится более цивилизованным, соблюдаются этические нормы. К тому же усиливается роль государственных органов власти в борьбе с криминалом.
В настоящее время конкурентная разведка в России представляет особое направление консалтинга в сфере безопасности. Далеко не все организации данного рынка обладают профессионализмом, знанием технологий и методов, имеют информацию, достаточную для проведения эффективной конкурентной разведки и удовлетворения требований заказчика. Конкурентная разведка, понимаемая как аналитическое обеспечение важных управленческих решений, – один из инструментов менеджмента, роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многими руководителями и предпринимателями.
Применение методов конкурентной разведки для обеспечения экономической безопасности предприятия позволяет резко повысить эффективность его деятельности, способствует оптимальному расходованию корпоративных ресурсов.
Исходя из базовых понятий слова «разведка», определяется термины – конкурентная разведка. Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это сбор и анализ сведений о партнерах и конкурентах.
Промышленный шпионаж (industrial espionage) предполагает передачу, похищение или сбор сведений, составляющих государственную или военную тайну
Угрозы и потенциальные возможности - это не результат аналитической обработки, полученных сведений в результате их сбора ?
Термин конкурентная разведка - простая дань моде.
Должен констатировать, что изначально это заблуждение пропагандируется от нашего незнания.
Вместо того, чтобы готовить специалистов-маркетологов, мы согласно Паркинсону увеличиваем штаты.
Коммерческая разведка - есть комплекс проводимых на регулярной основе мероприятий, направленных на получение инновационных конкурентных преимуществ перед большинством конкурентов за счёт: изучения конкурентной среды; заблаговременного прогнозирования будущих [технологических, социальных, экономических, юридических и экологических] изменений в ней; и выдачи рекомендаций владельцам бизнеса по извлечению коммерческой пользы из этих вероятных грядущих изменений рынка.
Если работа по получению конкурентных преимуществ проводится разово (например, с привлечением аутсорсинговой компании), то такой процесс назвать "разведкой" нельзя. Разведка - процесс, проводимый на регулярной основе. проводимых на регулярной основе мероприятий
Допустим, компания просто скупает всех мелких конкурентов своего региона, становясь монополистом. Победила ли она в конкурентной борьбе? Тактически - да, стратегически - нет. Потому что такая "победа" досталась НЕ путём инновационного развития. Если завтра на рынок придёт более продвинутая компания из соседнего региона, то вчерашний "победитель" (в реальности отсталый) может довольно быстро уйти в небытие. инновационных конкурентных преимуществ
Почему преимущества именно "конкурентные"? Допустим, швейная фабрика имеет звание "Компания с самыми красивыми сотрудниками". Это не даёт никаких ощутимых конкурентных перевесов на рынке, хотя и может расцениваться кем-то из руководства компании, как некое "преимущество". конкурентных преимуществ
Допустим, компания с помощью своего административного ресурса "побеждает" одного конкурента, добиваясь его ухода с рынка. Победила ли она в конкурентной борьбе? Нет. Во-первых, потому что она не привнесла ничего инновационного в продукт/услугу, и конкуренты, развивающие свой бизнес, вскоре будут иметь преимущества, предлагая потребителям более продвинутые и качественные услуги. И, во-вторых, если даже один конкурент ушёл с рынка, ещё не значит, что его преимуществ перед большинством конкурентов
Приведены STEEP-факторы, чтобы показать, что изменения могут лежать в разных плоскостях. будущих [технологических, социальных, экономических, юридических и экологических] изменений
Почему "владельцам бизнеса"? Допустим, группа КР приходит к выводам, что на рынке грядут такие политические изменения, что бизнес просто закроется. (Например, вероятен приход к власти радикальных сил в стране, где учредители-иностранцы ведут бизнес). В этом случае она может дать рекомендацию о скорейшей продаже бизнеса. И это будет хоть какая-то коммерческая выгода для владельцев, по сравнению с потерей всего бизнеса. выдачи рекомендаций владельцам бизнеса по извлечению коммерческой пользы из этих вероятных грядущих изменений рынка
Если работа по получению конкурентных преимуществ проводится разово (например, с привлечением аутсорсинговой компании), то такой процесс назвать "разведкой" нельзя. Разведка - процесс, проводимый на регулярной основе.
проводимых на регулярной основе мероприятий
Допустим, компания просто скупает всех мелких конкурентов своего региона, становясь монополистом. Победила ли она в конкурентной борьбе? Тактически - да, стратегически - нет. Потому что такая "победа" досталась НЕ путём инновационного развития
Если завтра на рынок придёт более продвинутая компания из соседнего региона, то вчерашний "победитель" (в реальности отсталый) может довольно быстро уйти в небытие.
Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2007, 4X_Pro, Объединенный Открытый Проект