Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) » Для начинающих » Тактическая, Оперативная, Стратегическая разведка в бизнесе |
<<Назад Вперед>> | Страницы: 1 2 3 | Печать |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5565 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 31 декабря 2011 1:51 Сообщение отредактировано: 31 декабря 2011 1:54
Источник - блог Генриха Лемке. Каждый из видов коммерческой разведки обладает собственным содержанием по широте спектра исследуемых проблем, их информационному охвату и глубине временной перспективы изучения. Именно поэтому каждому отдельному виду коммерческой разведки соответствуют свои источники информации. Впрочем, довольно часто источники информации присущие одному виду разведки способны обеспечивать сведениями и другие виды коммерческой разведки. Каждый вид разведывательной деятельности, как правило, осуществляется собственным составом сил, средств и источников информации. Коммерческая разведка, как вид специальных исследований, осуществляется на трёх уровнях: - ТАКТИЧЕСКОМ; - ОПЕРАТИВНОМ; - СТРАТЕГИЧЕСКОМ. ТАКТИЧЕСКАЯ коммерческая разведка изучает риски/возможности рыночного характера, касающиеся текущего бизнеса компании. Она призвана обеспечивать в информационно-аналитическом плане – конкурентоспособность и выживаемость компании в условиях реального времени – т.е. непосредственно в процессе ее повседневной деятельности. Методики выявления целей и объектов тактической коммерческой разведки имеют ряд особенностей, но, в принципе, определяются алгоритмом идентификации целей методом мозгового штурма в процессе проведения военных игр оперативно-тактического характера. Еще одной особенностью тактической коммерческой разведки является то, что при наступлении неких кризисных/форс-мажорных явлений/ситуаций/обстоятельств практически вся система коммерческой разведки компании, по сути, преимущественно становится тактической, в связи с резким увеличением количества действующих рисков. В отличие от тактической разведки – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ коммерческая разведка оперирует на более широких просторах, относящихся к тем рискам/возможностям рыночного характера, которые непосредственно оказывают влияние (позитивное/деструктивное) на потенциал достижения стратегических целей бизнеса компании. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ коммерческая разведка призвана обеспечить возможности достижения компанией тех долгосрочных стратегических целей бизнеса, которые предприниматель наметил для воплощения. Весьма значительное количество вероятных рыночных рисков/возможностей, способных оказать свое воздействие на достижение этих стратегических целей, компенсируется, во-первых, точным целеуказанием (т.е. выбора конкретных, а не абстрактных целей бизнеса), а, во-вторых, реальным наличием времени на исследования этих вероятных объектов изучения. Как и в случае с выбором тактических целей, методики выявления целей и объектов стратегической коммерческой разведки определяются алгоритмом идентификации целей методом мозгового штурма в процессе проведения военных игр оперативно-стратегического характера, но по иным (в отличие от тактической разведки) целям. А вот, про ОПЕРАТИВНУЮ коммерческую разведку разговор особый! Дело в том, что на самом деле – ТОЛЬКО такие виды коммерческой разведки как – ТАКТИЧЕСКАЯ и СТРАТЕГИЧЕСКАЯ – способны работать на УПРЕЖДЕНИЕ событий, буквально заглядывая за горизонт текущих событий! ОПЕРАТИВНАЯ же коммерческая разведка – как вид специальных исследований, по сути, является – специальным видом расследований. Как правило, это расследование либо уже прошедших, либо текущих событий. На самом деле, весь набор инструментов по идентификации и выявлению объектов и целей разведки, реализуемый в ходе различных по содержанию методик военной игры «Kriegsspiel» фактически является различными видами моделирования будущих, еще не произошедших событий/явлений/факторов, сопровождаемых определенными группами рыночных рисков/возможностей. Как показывает практика, в процессе такого моделирования: - во-первых, часто моделируется значительное количество рисков/возможностей, часть из которых не учитывается ввиду маловероятности или кажущейся незначительности; - во-вторых, часть реальных, но еще НЕ проявившихся, в достаточной степени, рыночных факторов может попросту выпасть из поля зрения целевой аудитории, задействованной (участвующей в военной игре) в моделировании. Именно эти, неучтенные ранее (или отбракованные в процессе «Kriegsspiel») факторы, в случае их реализации способны оказать самое деструктивное воздействие на бизнес компании, имея характер ВНЕЗАПНЫХ и НЕОЖИДАЕМЫХ событий. Собственно, подобные ВНЕЗАПНЫЕ и НЕОЖИДАЕМЫЕ события и выступают основными объектами изучения ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки. ОПЕРАТИВНАЯ коммерческая разведка имеет свои особенности. Как правило, события, которых мы не ожидали и/или не смогли смоделировать (спрогнозировать) заблаговременно, уже реализовались и оказали свое негативное воздействие на бизнес-деятельность компании. В этих условиях разведывательная структура компании обязана направить все имеющиеся силы и резервы на расследование происходящего с целью выявления новой (не известной доселе) группы рисков и отнесения ее к действующим тактическим или стратегическим рискам, а также идентификации разведпризнаков проявления активности этой группы рисков в рыночной сфере деятельности компании. При этом, желательно сохранять усилия на направлении тактической коммерческой разведки (поскольку, временной лаг реагирования в текущей деятельности (в отличие от стратегической линии исследований) максимально краток). Направление ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки весьма важно – оно призвано обеспечивать знаниями о внезапных/пропущенных/проигнорированных (ранее) факторах и условиях рыночной среды – от появления нового законодательства и/или конкурента, до проявления новых (ранее не известных) рыночных тенденций и/или технологий. Всего, как известно, заранее предусмотреть – невозможно! ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5565 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 31 декабря 2011 2:06 Сообщение отредактировано: 31 декабря 2011 2:06
Генрих Лемке: (часть III - оперативная)… Сфера интересов, задач и возможностей ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки – узкоспециализирована (непосредственно – САМ ВНЕЗАПНЫЙ риск/угроза); как правило, требует особой подготовки от исполнителя/исследователя (хорошего знания нюансов бизнеса компании и сфер действующих групп риска); обеспечивает адаптивную устойчивость бизнеса компании при возникновении рисков/угроз ВНЕЗАПНОГО характера, а также способствует снижению вероятности возникновения ВНЕЗАПНЫХ рисков в дальнейшем. ГЛАВНЫЙ МЕТОД – РАССЛЕДОВАНИЕ в максимально сжатые сроки и минимизация последствий произошедшего (или происходящего). Выявление причинно-следственных связей возникновения и развития наступившего риска. Разработка/выявление разведпризнаков и методов их заблаговременного обнаружения, с учетом принадлежности группы рисков к тактической или стратегической сфере деятельности компании. Временами, с бизнесом компании могут случаться события, заставляющие отставить практически ВСЕ текущие дела (а, тем более, долгосрочные проекты), буквально на задний план. Речь идет о событиях/трендах/явлениях/обстоятельствах/фактах/форс-мажоре – УЖЕ ОКАЗЫВАЮЩИХ свое негативное влияние на деятельность и бизнес-активность компании в целом. Более того, указанные события, в силу ряда объективных причин, являются непрогнозируемыми (или весьма слабо прогнозируемыми, в ходе проведения рекогносцировочных игр), вследствие чего их деструктивное воздействие проявляется ВНЕЗАПНО и НЕОЖИДАННО, представляя собой весьма существенные угрозы для нормального ведения бизнеса, вплоть, до полного паралича хозяйственной/производственной/коммерческой деятельности. Именно такие – ВНЕЗАПНЫЕ и НЕОЖИДАННЫЕ события/группы рисков – лежат в плоскости изучения ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки. ГЛАВНОЕ отличие содержания ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки от содержания ТАКТИЧЕСКОЙ и СТРАТЕГИЧЕСКОЙ коммерческой разведки заключается в том, что, по сути и характеру данный вид разведки представляет собой специальное РАССЛЕДОВАНИЕ, осуществляемое в максимально сжатые сроки, в отношении фактов/событий/явлений, реализовавшихся ВНЕЗАПНО и УЖЕ оказывающих свое деструктивное воздействие на бизнес компании. Имеется разница и в субъектах постановки/определения объектов и задач разведки. Так, если объекты и задачи тактической разведки фактически в полном объеме ставит непосредственно руководители/собственники компании, хорошо представляя себе наиболее значимые риски для текущей деятельности компании, то задачи и объекты стратегической разведки, в большей мере, определяют непосредственно сами разведчики-аналитики, ориентируясь на группы рисков/возможностей для достижения долгосрочных целей бизнеса – определяемых руководством компании. Объекты и задачи ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки – фактически определяет и ставит сама жизнь и те реальные рыночные условия (со всем многообразием действующих рыночных факторов), в которых осуществляется бизнес компании. Кроме того, если тактическая и стратегическая коммерческая разведка работает – на фактическое УПРЕЖДЕНИЕ неблагоприятных/выгодных событий/условий и т.п., то разведка оперативная, расследует УЖЕ происходящее (произошедшее или длящаяся событие). Лишь ее результаты, да и то, в ограниченной степени, могут быть использованы в последующем, в рамках тактической или стратегической разведки, когда сам ВНЕЗАПНЫЙ риск/угроза будет: – идентифицирован; – установлена его актуальность – на предмет вероятной повторяемости; – классифицирован по относимости к тактической или стратегической сфере коммерческой деятельности компании. Наконец, если тактическая и стратегическая коммерческая разведка осуществляются в НЕПРЕРЫВНОМ режиме, то разведка оперативная – по сути, является РАЗОВЫМ мероприятием, осуществляемым по необходимости и только при возникновении и реализации ВНЕЗАПНЫХ и НЕПРОГНОЗИРУЕМЫХ рисков/угроз. Заключительным этапом РАССЛЕДОВАНИЙ в рамках оперативной коммерческой разведки, является – оптимизация методов и рассматриваемых версий/гипотез моделирования грядущих рисков/возможностей/событий, учитывающих особенности и сферы возникновения новых групп рисков, ранее НЕ включаемых в процессы моделирования, при проведении рекогносцировочных игр – при условии высокой вероятности повторяемости идентифицированного риска. Именно этот, заключительный шаг, позволяет включить выявленный риск в общую структуру информационно-аналитической работы разведывательной структуры компании и минимизировать ВНЕЗАПНУЮ реализацию сходных или аналогичных рисков в будущем. Главной особенностью оперативной коммерческой разведки – выступают вынужденные условия, в которых она осуществляется. ВНЕЗАПНЫЙ и НЕПРОГНОЗИРУЕМЫЙ риск, обрушившийся на бизнес компании, способен в значительной степени осложнить нормальную, текущую деятельность, как отдельных подразделений компании, так и поставить в крайне тяжелое положение всю ее бизнес-активность. В этих условиях структура коммерческой разведки вынуждена перебросить ВСЕ имеющиеся силы и резервы для РАССЛЕДОВАНИЯ происходящего. При этом, как правило, исследования по ВСЕМ остальным направлениям, за ИСКЛЮЧЕНИЕМ, наиболее критических точек/объектов ТАКТИЧЕСКОГО мониторинга – ЗАМОРАЖИВАЮТСЯ, а освободившийся потенциал используется в интересах оперативного расследования. Общий набор ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ и ОБЪЕКТОВ оперативной коммерческой разведки в целом, как правило, одинаков во всех случаях оперативных РАССЛЕДОВАНИЙ внезапных происшествий. Основными методами сбора сведений в ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведке, являются – как использование ВТОРИЧНЫХ источников информации (с учетом высокой вероятности уже имеющейся в них информации о сходных или аналогичных событиях, даже происходивших в иных сферах бизнеса, экономики, производства), так и непосредственный выход на ПЕРВОИСТОЧНИКИ и независимых экспертов, располагающих знаниями о происходящем. Таким образом, ОСНОВНЫМИ источниками информации в оперативной коммерческой разведке в равной степени выступают – источники ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ разведывательных сетей. Сфера оперативной коммерческой разведки весьма важна. Качественная работа в этой сфере специальных РАССЛЕДОВАНИЙ позволяет НЕ только эффективно минимизировать НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ и ВНЕЗАПНО ВОЗНИКАЮЩИЕ риски/угрозы. Результаты оперативных РАССЛЕДОВАНИЙ позволяют оптимизировать качество предварительных рекогносцировочных игр, уточняя сферы охвата рассматриваемых и моделируемых событий, рисков и возможностей. В то же время, если с бизнесом компании ВНЕЗАПНЫЕ события происходят с регулярным или периодическим постоянством – это, как правило, свидетельствует об ошибках предварительной идентификации рисков/возможностей, которые должны быть установлены и исправлены с учетом сфер и особенностей рисков, выявленных результатами проводимых расследований. Следует, однако, учитывать, что даже отлаженная система коммерческой разведки компании может сталкиваться с объектами оперативной коммерческой разведки при следующих обстоятельствах: – выход бизнеса в новые сферы (например, при диверсификации бизнеса) или при выходе на новые рынки сбыта, где могут действовать ранее не встречавшиеся риски; – слияния/поглощения (даже в отношении однородных, вроде бы, по бизнесу компаний – могут действовать некоторые различающиеся риски); – освоение новых технологий/бизнес или производственных процессов; – изменении/оптимизации общей системы маркетинговых коммуникаций компании; – в иных случаях, ответ на которые, в любом случае, будет способно предоставить быстрое и эффективное РАССЛЕДОВАНИЕ незапланированного происшествия. ОПЕРАТИВНАЯ коммерческая разведка, являясь неотъемлемой составляющей частью общей системы коммерческой разведки компании, своими результатами призвана взаимодополнять возможности стратегической и тактической разведки, выявляя неучтенные ранее группы значимых рисков и угроз. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5565 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
На мой взгляд, в материале не хватает еще одной важной причины возникновения внезапных ситуаций: пересечения интересов предприятия с интересами посторонней силы - ввиду того, что эта сила сама заинтересовалась предприятием. Типичный случай такого рода - конфликт компании с депутатом, выбравшим компанию в качестве объекта для своего пиара. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Skyment
Почетный участник
Откуда: Питер Всего сообщений: 143 Рейтинг пользователя: 2 Ссылка Дата регистрации на форуме: 20 сен. 2010 |
CI-KP написал: Типичный случай такого рода - конфликт компании с депутатом, выбравшим компанию в качестве объекта для своего пиара. Данный типичный случай НЕ совместим с нормально функционирующей тактической и стратегической разведкой. К сожалению оперативная составляющая наиболее распространена в части её реализации... в виду отсутствия двух других... |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5565 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Skyment написал: Данный типичный случай НЕ совместим с нормально функционирующей тактической и стратегической разведкой. Почему? Никакая разведка не в состоянии спрогнозировать, что ударит в голову народному избраннику в предвыборный период. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Skyment
Почетный участник
Откуда: Питер Всего сообщений: 143 Рейтинг пользователя: 2 Ссылка Дата регистрации на форуме: 20 сен. 2010 |
CI-KP написал: Почему? Никакая разведка не в состоянии спрогнозировать, что ударит в голову народному избраннику в предвыборный период. Ой, да ладно! Ни один депутат не станет щемить спонсоров! Ни один депутут не станет щемить спонсора его спонсора! Неадекватность депутута рассчитывается по 10-ти бальной шкале. При коэффициенте свыше 5+ или 6-ти в штаб осуществляется "внедрёнка", подсаживается стукачок или "спонсируется" оргтехника - ПК с нужными программами!... Евгений, Вы видать хорошо отпраздновали?!... Просчитать депутутов мона на твёрдые 65-80%!... Стоп! Вы что, никогда не работали в "штабах"?... |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5565 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Skyment написал: Стоп! Вы что, никогда не работали в "штабах"?... Я просто неоднократно видел, как депутаты устраивают общественно шумные мероприятия, которые для бизнеса оказываются неприятным сюрпризом. Вот, когда они приняли решение делать некие конкретные действия - тогда это, конечно видно. А раньше - зачастую нет, потому что еще вчера он сами не знали, что намерены именно на этом сосредоточиться. Вообще, дрейф политических интересов третьей стороны относится к факторам, требующим отслеживания даже в большой разведке. Допускаю, конечно, что Вы умеете много больше, но не очень в это верю, если честно. А спонсировать ВСЕХ депутатов особенно местных - просто нерентабельно. ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
Skyment
Почетный участник
Откуда: Питер Всего сообщений: 143 Рейтинг пользователя: 2 Ссылка Дата регистрации на форуме: 20 сен. 2010 |
CI-KP написал: Вообще, дрейф политических интересов третьей стороны относится к факторам, требующим отслеживания даже в большой разведке. Допускаю, конечно, что Вы умеете много больше, но не очень в это верю, если честно. У третьей стороны даже отделы есть соответствующие... Следят конечно. На слово верить вообще НЕ стоит никому!... А спонсировать ВСЕХ просто опасно для бизнеса! Этим только палец дай... |
Skyment
Почетный участник
Откуда: Питер Всего сообщений: 143 Рейтинг пользователя: 2 Ссылка Дата регистрации на форуме: 20 сен. 2010 |
CI-KP написал: Я просто неоднократно видел, как депутаты устраивают общественно шумные мероприятия, которые для бизнеса оказываются неприятным сюрпризом. Вот, когда они приняли решение делать некие конкретные действия - тогда это, конечно видно. А раньше - зачастую нет, потому что еще вчера он сами не знали, что намерены именно на этом сосредоточиться. А я такие мероприятия организовывал... Глобальных "врагов народа" выбирают очень тщательно! С учётом вышеозвученных мной критериев: Ни один депутат не станет щемить спонсоров! дополняя: - неспособных на оперативный и адекватный ответ; - способных на НЕадекватный "ответ" - и т.д. Недооценивать их тоже не стоит. В штабах зачастую сидят хорошие аналитики - деньги там будь здоров крутятся! Штатный срок съёма информации из штаба конкурента - 24-6 часов ДО мероприятия или релиза. |
CI-KP
Администратор
Откуда: Екатеринбург Всего сообщений: 5565 Рейтинг пользователя: 24 Ссылка Дата регистрации на форуме: 15 мая 2009 |
Skyment написал: В штабах зачастую сидят хорошие аналитики - деньги там будь здоров крутятся! Штатный срок съёма информации из штаба конкурента - 24-6 часов ДО мероприятия или релиза. А, собственно, причем тут конкурент? Бизнес не конкурент депутату. Он его жертва в рассматриваемом случае. В какой момент атаки, эту атаку отследят - вопрос важный, нов данном случае не главный. Главный (в контексте нашей беседы) - что атака происходит без всяких на то исторический причин, по причинам сиюминутным. Т.е.. еще вчера депутат не имел никаких интересов не то что к предприятию - а даже к этому сегменту рынка. И вдруг его политтехнологов, или его самого, осеняет идеей начать на этом рынке защищать права граждан. И он прётся их "защищать". Это и происходит внезапно (для бизнеса). ---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь. |
<<Назад Вперед>> | Страницы: 1 2 3 | Печать |
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) » Для начинающих » Тактическая, Оперативная, Стратегическая разведка в бизнесе |
Самые активные 20 тем | |