Тактическая, Оперативная, Стратегическая разведка в бизнесе

Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР)

Конкурентная разведка, Бизнес-разведка, Корпоративная разведка,
Деловая разведка по открытым источникам в бизнесе.
Работаем строго в рамках закона.

Дезинформация и активные мероприятия в бизнесе
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Для начинающих »   Тактическая, Оперативная, Стратегическая разведка в бизнесе
RSS

Тактическая, Оперативная, Стратегическая разведка в бизнесе

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3
Печать
 
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009
Источник - блог Генриха Лемке.


Каждый из видов коммерческой разведки обладает собственным содержанием по широте спектра исследуемых проблем, их информационному охвату и глубине временной перспективы изучения.

Именно поэтому каждому отдельному виду коммерческой разведки соответствуют свои источники информации.
Впрочем, довольно часто источники информации присущие одному виду разведки способны обеспечивать сведениями и другие виды коммерческой разведки.

Каждый вид разведывательной деятельности, как правило, осуществляется собственным составом сил, средств и источников информации.

Коммерческая разведка, как вид специальных исследований, осуществляется на трёх уровнях:

- ТАКТИЧЕСКОМ;
- ОПЕРАТИВНОМ;
- СТРАТЕГИЧЕСКОМ.



ТАКТИЧЕСКАЯ коммерческая разведка изучает риски/возможности рыночного характера, касающиеся текущего бизнеса компании. Она призвана обеспечивать в информационно-аналитическом плане – конкурентоспособность и выживаемость компании в условиях реального времени – т.е. непосредственно в процессе ее повседневной деятельности.

Методики выявления целей и объектов тактической коммерческой разведки имеют ряд особенностей, но, в принципе, определяются алгоритмом идентификации целей методом мозгового штурма в процессе проведения военных игр оперативно-тактического характера.

Еще одной особенностью тактической коммерческой разведки является то, что при наступлении неких кризисных/форс-мажорных явлений/ситуаций/обстоятельств практически вся система коммерческой разведки компании, по сути, преимущественно становится тактической, в связи с резким увеличением количества действующих рисков.

В отличие от тактической разведки – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ коммерческая разведка оперирует на более широких просторах, относящихся к тем рискам/возможностям рыночного характера, которые непосредственно оказывают влияние (позитивное/деструктивное) на потенциал достижения стратегических целей бизнеса компании.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ коммерческая разведка призвана обеспечить возможности достижения компанией тех долгосрочных стратегических целей бизнеса, которые предприниматель наметил для воплощения.

Весьма значительное количество вероятных рыночных рисков/возможностей, способных оказать свое воздействие на достижение этих стратегических целей, компенсируется, во-первых, точным целеуказанием (т.е. выбора конкретных, а не абстрактных целей бизнеса), а, во-вторых, реальным наличием времени на исследования этих вероятных объектов изучения.

Как и в случае с выбором тактических целей, методики выявления целей и объектов стратегической коммерческой разведки определяются алгоритмом идентификации целей методом мозгового штурма в процессе проведения военных игр оперативно-стратегического характера, но по иным (в отличие от тактической разведки) целям.

А вот, про ОПЕРАТИВНУЮ коммерческую разведку разговор особый!
Дело в том, что на самом деле – ТОЛЬКО такие виды коммерческой разведки как – ТАКТИЧЕСКАЯ и СТРАТЕГИЧЕСКАЯ – способны работать на УПРЕЖДЕНИЕ событий, буквально заглядывая за горизонт текущих событий!

ОПЕРАТИВНАЯ же коммерческая разведка – как вид специальных исследований, по сути, является – специальным видом расследований.
Как правило, это расследование либо уже прошедших, либо текущих событий.

На самом деле, весь набор инструментов по идентификации и выявлению объектов и целей разведки, реализуемый в ходе различных по содержанию методик военной игры «Kriegsspiel» фактически является различными видами моделирования будущих, еще не произошедших событий/явлений/факторов, сопровождаемых определенными группами рыночных рисков/возможностей.

Как показывает практика, в процессе такого моделирования:

- во-первых, часто моделируется значительное количество рисков/возможностей, часть из которых не учитывается ввиду маловероятности или кажущейся незначительности;

- во-вторых, часть реальных, но еще НЕ проявившихся, в достаточной степени, рыночных факторов может попросту выпасть из поля зрения целевой аудитории, задействованной (участвующей в военной игре) в моделировании.

Именно эти, неучтенные ранее (или отбракованные в процессе «Kriegsspiel») факторы, в случае их реализации способны оказать самое деструктивное воздействие на бизнес компании, имея характер ВНЕЗАПНЫХ и НЕОЖИДАЕМЫХ событий.

Собственно, подобные ВНЕЗАПНЫЕ и НЕОЖИДАЕМЫЕ события и выступают основными объектами изучения ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки.

ОПЕРАТИВНАЯ коммерческая разведка имеет свои особенности.

Как правило, события, которых мы не ожидали и/или не смогли смоделировать (спрогнозировать) заблаговременно, уже реализовались и оказали свое негативное воздействие на бизнес-деятельность компании.

В этих условиях разведывательная структура компании обязана направить все имеющиеся силы и резервы на расследование происходящего с целью выявления новой (не известной доселе) группы рисков и отнесения ее к действующим тактическим или стратегическим рискам, а также идентификации разведпризнаков проявления активности этой группы рисков в рыночной сфере деятельности компании.

При этом, желательно сохранять усилия на направлении тактической коммерческой разведки (поскольку, временной лаг реагирования в текущей деятельности (в отличие от стратегической линии исследований) максимально краток).

Направление ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки весьма важно – оно призвано обеспечивать знаниями о внезапных/пропущенных/проигнорированных (ранее) факторах и условиях рыночной среды – от появления нового законодательства и/или конкурента, до проявления новых (ранее не известных) рыночных тенденций и/или технологий.

Всего, как известно, заранее предусмотреть – невозможно!

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009
Генрих Лемке: (часть III - оперативная)…

Сфера интересов, задач и возможностей ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки – узкоспециализирована (непосредственно – САМ ВНЕЗАПНЫЙ риск/угроза); как правило, требует особой подготовки от исполнителя/исследователя (хорошего знания нюансов бизнеса компании и сфер действующих групп риска); обеспечивает адаптивную устойчивость бизнеса компании при возникновении рисков/угроз ВНЕЗАПНОГО характера, а также способствует снижению вероятности возникновения ВНЕЗАПНЫХ рисков в дальнейшем.

ГЛАВНЫЙ МЕТОД – РАССЛЕДОВАНИЕ в максимально сжатые сроки и минимизация последствий произошедшего (или происходящего).
Выявление причинно-следственных связей возникновения и развития наступившего риска. Разработка/выявление разведпризнаков и методов их заблаговременного обнаружения, с учетом принадлежности группы рисков к тактической или стратегической сфере деятельности компании.


Временами, с бизнесом компании могут случаться события, заставляющие отставить практически ВСЕ текущие дела (а, тем более, долгосрочные проекты), буквально на задний план.

Речь идет о событиях/трендах/явлениях/обстоятельствах/фактах/форс-мажоре – УЖЕ ОКАЗЫВАЮЩИХ свое негативное влияние на деятельность и бизнес-активность компании в целом. Более того, указанные события, в силу ряда объективных причин, являются непрогнозируемыми (или весьма слабо прогнозируемыми, в ходе проведения рекогносцировочных игр), вследствие чего их деструктивное воздействие проявляется ВНЕЗАПНО и НЕОЖИДАННО, представляя собой весьма существенные угрозы для нормального ведения бизнеса, вплоть, до полного паралича хозяйственной/производственной/коммерческой деятельности.

Именно такие – ВНЕЗАПНЫЕ и НЕОЖИДАННЫЕ события/группы рисков – лежат в плоскости изучения ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки.

ГЛАВНОЕ отличие содержания ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки от содержания ТАКТИЧЕСКОЙ и СТРАТЕГИЧЕСКОЙ коммерческой разведки заключается в том, что, по сути и характеру данный вид разведки представляет собой специальное РАССЛЕДОВАНИЕ, осуществляемое в максимально сжатые сроки, в отношении фактов/событий/явлений, реализовавшихся ВНЕЗАПНО и УЖЕ оказывающих свое деструктивное воздействие на бизнес компании.

Имеется разница и в субъектах постановки/определения объектов и задач разведки.

Так, если объекты и задачи тактической разведки фактически в полном объеме ставит непосредственно руководители/собственники компании, хорошо представляя себе наиболее значимые риски для текущей деятельности компании, то задачи и объекты стратегической разведки, в большей мере, определяют непосредственно сами разведчики-аналитики, ориентируясь на группы рисков/возможностей для достижения долгосрочных целей бизнеса – определяемых руководством компании.

Объекты и задачи ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведки – фактически определяет и ставит сама жизнь и те реальные рыночные условия (со всем многообразием действующих рыночных факторов), в которых осуществляется бизнес компании.

Кроме того, если тактическая и стратегическая коммерческая разведка работает – на фактическое УПРЕЖДЕНИЕ неблагоприятных/выгодных событий/условий и т.п., то разведка оперативная, расследует УЖЕ происходящее (произошедшее или длящаяся событие).

Лишь ее результаты, да и то, в ограниченной степени, могут быть использованы в последующем, в рамках тактической или стратегической разведки, когда сам ВНЕЗАПНЫЙ риск/угроза будет:
– идентифицирован;
– установлена его актуальность – на предмет вероятной повторяемости;
– классифицирован по относимости к тактической или стратегической сфере коммерческой деятельности компании.

Наконец, если тактическая и стратегическая коммерческая разведка осуществляются в НЕПРЕРЫВНОМ режиме, то разведка оперативная – по сути, является РАЗОВЫМ мероприятием, осуществляемым по необходимости и только при возникновении и реализации ВНЕЗАПНЫХ и НЕПРОГНОЗИРУЕМЫХ рисков/угроз.

Заключительным этапом РАССЛЕДОВАНИЙ в рамках оперативной коммерческой разведки, является – оптимизация методов и рассматриваемых версий/гипотез моделирования грядущих рисков/возможностей/событий, учитывающих особенности и сферы возникновения новых групп рисков, ранее НЕ включаемых в процессы моделирования, при проведении рекогносцировочных игр – при условии высокой вероятности повторяемости идентифицированного риска.

Именно этот, заключительный шаг, позволяет включить выявленный риск в общую структуру информационно-аналитической работы разведывательной структуры компании и минимизировать ВНЕЗАПНУЮ реализацию сходных или аналогичных рисков в будущем.

Главной особенностью оперативной коммерческой разведки – выступают вынужденные условия, в которых она осуществляется. ВНЕЗАПНЫЙ и НЕПРОГНОЗИРУЕМЫЙ риск, обрушившийся на бизнес компании, способен в значительной степени осложнить нормальную, текущую деятельность, как отдельных подразделений компании, так и поставить в крайне тяжелое положение всю ее бизнес-активность.

В этих условиях структура коммерческой разведки вынуждена перебросить ВСЕ имеющиеся силы и резервы для РАССЛЕДОВАНИЯ происходящего. При этом, как правило, исследования по ВСЕМ остальным направлениям, за ИСКЛЮЧЕНИЕМ, наиболее критических точек/объектов ТАКТИЧЕСКОГО мониторинга – ЗАМОРАЖИВАЮТСЯ, а освободившийся потенциал используется в интересах оперативного расследования.

Общий набор ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ и ОБЪЕКТОВ оперативной коммерческой разведки в целом, как правило, одинаков во всех случаях оперативных РАССЛЕДОВАНИЙ внезапных происшествий.

Основными методами сбора сведений в ОПЕРАТИВНОЙ коммерческой разведке, являются – как использование ВТОРИЧНЫХ источников информации (с учетом высокой вероятности уже имеющейся в них информации о сходных или аналогичных событиях, даже происходивших в иных сферах бизнеса, экономики, производства), так и непосредственный выход на ПЕРВОИСТОЧНИКИ и независимых экспертов, располагающих знаниями о происходящем.

Таким образом, ОСНОВНЫМИ источниками информации в оперативной коммерческой разведке в равной степени выступают – источники ВНЕШНЕЙ и ВНУТРЕННЕЙ разведывательных сетей.

Сфера оперативной коммерческой разведки весьма важна. Качественная работа в этой сфере специальных РАССЛЕДОВАНИЙ позволяет НЕ только эффективно минимизировать НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ и ВНЕЗАПНО ВОЗНИКАЮЩИЕ риски/угрозы.
Результаты оперативных РАССЛЕДОВАНИЙ позволяют оптимизировать качество предварительных рекогносцировочных игр, уточняя сферы охвата рассматриваемых и моделируемых событий, рисков и возможностей.

В то же время, если с бизнесом компании ВНЕЗАПНЫЕ события происходят с регулярным или периодическим постоянством – это, как правило, свидетельствует об ошибках предварительной идентификации рисков/возможностей, которые должны быть установлены и исправлены с учетом сфер и особенностей рисков, выявленных результатами проводимых расследований.

Следует, однако, учитывать, что даже отлаженная система коммерческой разведки компании может сталкиваться с объектами оперативной коммерческой разведки при следующих обстоятельствах:

– выход бизнеса в новые сферы (например, при диверсификации бизнеса) или при выходе на новые рынки сбыта, где могут действовать ранее не встречавшиеся риски;

– слияния/поглощения (даже в отношении однородных, вроде бы, по бизнесу компаний – могут действовать некоторые различающиеся риски);

– освоение новых технологий/бизнес или производственных процессов;

– изменении/оптимизации общей системы маркетинговых коммуникаций компании;

– в иных случаях, ответ на которые, в любом случае, будет способно предоставить быстрое и эффективное РАССЛЕДОВАНИЕ незапланированного происшествия.

ОПЕРАТИВНАЯ коммерческая разведка, являясь неотъемлемой составляющей частью общей системы коммерческой разведки компании, своими результатами призвана взаимодополнять возможности стратегической и тактической разведки, выявляя неучтенные ранее группы значимых рисков и угроз.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009
На мой взгляд, в материале не хватает еще одной важной причины возникновения внезапных ситуаций: пересечения интересов предприятия с интересами посторонней силы - ввиду того, что эта сила сама заинтересовалась предприятием.

Типичный случай такого рода - конфликт компании с депутатом, выбравшим компанию в качестве объекта для своего пиара.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Skyment
Почетный участник

Откуда: Питер
Всего сообщений: 143
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
20 сен. 2010

CI-KP написал:
[q]
Типичный случай такого рода - конфликт компании с депутатом, выбравшим компанию в качестве объекта для своего пиара.
[/q]

Данный типичный случай НЕ совместим с нормально функционирующей тактической и стратегической разведкой.

К сожалению оперативная составляющая наиболее распространена в части её реализации... в виду отсутствия двух других...
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Skyment написал:
[q]
Данный типичный случай НЕ совместим с нормально функционирующей тактической и стратегической разведкой.
[/q]

Почему? Никакая разведка не в состоянии спрогнозировать, что ударит в голову народному избраннику в предвыборный период.

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Skyment
Почетный участник

Откуда: Питер
Всего сообщений: 143
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
20 сен. 2010

CI-KP написал:
[q]
Почему? Никакая разведка не в состоянии спрогнозировать, что ударит в голову народному избраннику в предвыборный период.
[/q]

Ой, да ладно!
Ни один депутат не станет щемить спонсоров!
Ни один депутут не станет щемить спонсора его спонсора!
Неадекватность депутута рассчитывается по 10-ти бальной шкале. При коэффициенте свыше 5+ или 6-ти в штаб осуществляется "внедрёнка", подсаживается стукачок или "спонсируется" оргтехника - ПК с нужными программами!... :cool:

Евгений, Вы видать хорошо отпраздновали?!... :wink: Просчитать депутутов мона на твёрдые 65-80%!...

Стоп! Вы что, никогда не работали в "штабах"?... :blush:
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Skyment написал:
[q]
Стоп! Вы что, никогда не работали в "штабах"?... :blush:
[/q]

Я просто неоднократно видел, как депутаты устраивают общественно шумные мероприятия, которые для бизнеса оказываются неприятным сюрпризом. Вот, когда они приняли решение делать некие конкретные действия - тогда это, конечно видно. А раньше - зачастую нет, потому что еще вчера он сами не знали, что намерены именно на этом сосредоточиться.
Вообще, дрейф политических интересов третьей стороны относится к факторам, требующим отслеживания даже в большой разведке. Допускаю, конечно, что Вы умеете много больше, но не очень в это верю, если честно.

А спонсировать ВСЕХ депутатов особенно местных - просто нерентабельно.


---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
Skyment
Почетный участник

Откуда: Питер
Всего сообщений: 143
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
20 сен. 2010

CI-KP написал:
[q]
Вообще, дрейф политических интересов третьей стороны относится к факторам, требующим отслеживания даже в большой разведке. Допускаю, конечно, что Вы умеете много больше, но не очень в это верю, если честно.

А спонсировать ВСЕХ депутатов особенно местных - просто нерентабельно.
[/q]

У третьей стороны даже отделы есть соответствующие... :wink: Следят конечно.
На слово верить вообще НЕ стоит никому!... :cool:

А спонсировать ВСЕХ просто опасно для бизнеса! Этим только палец дай... :good:
Skyment
Почетный участник

Откуда: Питер
Всего сообщений: 143
Рейтинг пользователя: 2


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
20 сен. 2010

CI-KP написал:
[q]
Я просто неоднократно видел, как депутаты устраивают общественно шумные мероприятия, которые для бизнеса оказываются неприятным сюрпризом. Вот, когда они приняли решение делать некие конкретные действия - тогда это, конечно видно. А раньше - зачастую нет, потому что еще вчера он сами не знали, что намерены именно на этом сосредоточиться.
[/q]

А я такие мероприятия организовывал...
Глобальных "врагов народа" выбирают очень тщательно! С учётом вышеозвученных мной критериев:
[q]
Ни один депутат не станет щемить спонсоров!
Ни один депутут не станет щемить спонсора его спонсора!
[/q]

дополняя:
- неспособных на оперативный и адекватный ответ;
- способных на НЕадекватный "ответ"
- и т.д.

Недооценивать их тоже не стоит. В штабах зачастую сидят хорошие аналитики - деньги там будь здоров крутятся! Штатный срок съёма информации из штаба конкурента - 24-6 часов ДО мероприятия или релиза.
CI-KP
Администратор

Откуда: Екатеринбург
Всего сообщений: 5565
Рейтинг пользователя: 24


Ссылка


Дата регистрации на форуме:
15 мая 2009

Skyment написал:
[q]
В штабах зачастую сидят хорошие аналитики - деньги там будь здоров крутятся! Штатный срок съёма информации из штаба конкурента - 24-6 часов ДО мероприятия или релиза.
[/q]

А, собственно, причем тут конкурент? Бизнес не конкурент депутату. Он его жертва в рассматриваемом случае.

В какой момент атаки, эту атаку отследят - вопрос важный, нов данном случае не главный. Главный (в контексте нашей беседы) - что атака происходит без всяких на то исторический причин, по причинам сиюминутным.
Т.е.. еще вчера депутат не имел никаких интересов не то что к предприятию - а даже к этому сегменту рынка. И вдруг его политтехнологов, или его самого, осеняет идеей начать на этом рынке защищать права граждан. И он прётся их "защищать". Это и происходит внезапно (для бизнеса).

---
Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. www.razvedka-internet.ru; www.ci-razvedka.ru
Не всегда нужно стремиться совершать кражу со взломом там, где можно войти через дверь.
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3
Печать
Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) »   Для начинающих »   Тактическая, Оперативная, Стратегическая разведка в бизнесе
RSS

Последние RSS
Англоязычный интерфейс программы "Сайт Спутник"
Учебник по конкурентной разведке
Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей
Книга "История частной разведки США"
Книга "Нетворкинг для разведчиков"
Поиск и сбор информации в интернете в программе СайтСпутник
Новые видеоуроки по программе СайтСпутник для начинающих
Технологическая разведка
SiteSputnik. Мониторинг Телеграм
СайтСпутник: возврат к ранее установленной версии
SiteSputnik. Доступ к результатам работы из браузера
Анализ URL
Браузер для анонимной работы
Топливно-энергетический комплекс
Профессиональные сообщества СБ
Несколько Проектов в одном, выполнение Проектов по частям
SiteSputnik-Bot: Боты в программе СайтСпутник
К вопросу о телеграм
SiteSputnik: Автозамены до и после Рубрикации или Перевода
Демо-доступ к ИАС социальных сетей

Самые активные 20 тем RSS