Версия для печати

-   Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) http://forum.razved.info/
--  Для начинающих http://forum.razved.info//index.php?f=2
--- Носители информации - что это? http://forum.razved.info//index.php?t=2369




-- CI-KP написал 16 ноября 2011 1:00
Вариант, предложенный Генрихом Лемке (приводится почти дословно, с минимальными сокращениями):

Информация в разведке это любые знания, зафиксированные на том или ином виде носителя информации, обеспечивающего их передачу между пользователями во времени и пространстве.

Выступать в качестве носителя информации может любой объект, на/в котором упомянутые знания/информация могут быть зафиксированы и переданы другому пользователю.

Виды носителей информации было принято классифицировать по пяти видам/классам информационных ресурсов:

1) Любые документы на различных видах носителей, в том числе, различные виды электронных носителей, используемых в компьютерной технике, звукозаписывающей аппаратуре различного назначения и технике средств связи.

2) Память конкретных людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях жизни, науки и техники или ставших свидетелями и очевидцами интересующих событий.

3) Различные отделы и подразделения – научные, производственные, управленческие, коммерческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения установленного круга проблем и задач в сфере своей деятельности (сфера деятельности которых отражена в деловой документации и связанной совокупности электронных ресурсов).

4) Материальные объекты, модели и промышленные образцы, созданные в процессе разработок и/или производства. Входящие в эти образцы ноу-хау, рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей в конкретной сфере деятельности.

5) Научный инструментарий, например, методы научных изысканий и анализа информации, автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места по различным прикладным направлениям деятельности, экспертные системы и базы знаний и т.п.

Источник (http://komrazvedka.blogspot.com/2011/03/blog-post_30.html)



-- Яан написал 3 октября 2012 23:18
Не совсем понятно....

3) Различные отделы и подразделения – научные, производственные, управленческие, коммерческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения установленного круга проблем и задач в сфере своей деятельности (сфера деятельности которых отражена в деловой документации и связанной совокупности электронных ресурсов).

Отделы и подразделения состоят из людей, которые являются носителями информации, т.е. возвращаемся к п.2. В подразделениях документируется информация на каком либо носителе (бумага, различные электронные накопители информации и т.п.) т.е. возвращаемся к п.1.

5) Научный инструментарий, например, методы научных изысканий и анализа информации, автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места по различным прикладным направлениям деятельности, экспертные системы и базы знаний и т.п.

Опять же носителем научного инструментария будет человек или эти знания где- то будут зафиксированы, на каком либо материальным носителе или предмете (например инструменты), то есть возвращаемся к п.п. 1, 2, 4.



Отделы и подразделения это скорее всего места, где нужную информацию можно найти.







-- CI-KP написал 5 октября 2012 9:21

Яан написал:
[q]
На мой взгляд, всего три носителя информации:
материальные предметы, которые можно наблюдать или исследовать;
человек, обладающий знаниями;
материальные носители информации (бумага, различные электронные накопители информации и т.п.) на которых зафиксированы какие- либо знания.
[/q]


Эта система, я думаю тоже небезупречна. Рейхстаг, на стене которого написано "Мы дошли до Берлина! Петр Иванов, 2-й Украинский фронт" тоже относится к п. 1 и 3 одновременно.

Скорее всего, то, что написал ув. Генрих Лемке - это одновременно и шпаргалка на тему "где искать тот или иной носитель информации в каждом конкретном случае". Ведь, по большому счету. все эти классификации и делаются для того, чтобы:

1. Не забыть проверить определенные места, где, чаще всего, можно встретиться с нужной информацией.

2. Помнить, что с разными носителями можно работать по-разному (в том смысле, что берестяная грамота и бухгалтер обрабатываются неодинаковыми способами).

Любая классификация условна в принципе. Жизнь идет своим чередом, без оглядки на классификации.


-- Sergey написал 5 октября 2012 10:40
Почему троллейбус разукрашенный рекламой выпал из списка носителей информации? :cool:


-- CI-KP написал 5 октября 2012 10:49

Sergey написал:
[q]
Почему троллейбус разукрашенный рекламой выпал из списка носителей информации? :cool:
[/q]

Потому что это неполный вариант. Водитель троллейбуса, читающий вслух написанную на троллейбусе информацию - вот комплексный подход :)


-- john644 написал 5 октября 2012 12:37
Мне кажется, что Sergey прав. Представим ситуацию. Вы знаете, что нужный объект давольно большое время назад встречался с кем-то в кафе. С кем он встречался видел бармен и официанты, но они уже забыли. Вам удалось выяснить, что в нужное вам время проезжал троллейбус с запоминающейся рекламой. Вы напоминаете официантам об этой рекламе, они все вспоминают и выдают интересующую Вас информацию


-- Яан написал 7 октября 2012 16:07
john644 написал

[q]
Мне кажется, что Sergey прав. Представим ситуацию. Вы знаете, что нужный объект давольно большое время назад встречался с кем-то в кафе. С кем он встречался видел бармен и официанты, но они уже забыли. Вам удалось выяснить, что в нужное вам время проезжал троллейбус с запоминающейся рекламой. Вы напоминаете официантам об этой рекламе, они все вспоминают и выдают интересующую Вас информацию
[/q]


1. Речь идет о классификации носителей информации. Троллейбус с рекламой в данном случае материальный носитель информации. В приведенном вами примере носителями необходимой информации будут являться работники кафе (бармены и официанты).

2. Представленная вами ситуация скорее всего демонстрирует свойства памяти. :wink:


-- john644 написал 8 октября 2012 9:17

Яан написал:
[q]
Представленная вами ситуация скорее всего демонстрирует свойства памяти
[/q]

Безусловно Вы правы. Но зачем носители информации, если мы ими не можем пользоваться. Память - является носителем информации, но в приведенном примере, для извлечения информации нужна дополнительная информация, на чем мы получаем эту дополнительную информацию, если тролейбус не является носителем?



-- Яан написал 9 октября 2012 21:55
john644 написал:

[q]
Безусловно Вы правы. Но зачем носители информации, если мы ими не можем пользоваться. Память - является носителем информации, но в приведенном примере, для извлечения информации нужна дополнительная информация, на чем мы получаем эту дополнительную информацию, если тролейбус не является носителем?
[/q]



Я не утверждал, что в приведенном примере троллейбус с рекламой не является носителем информации. :wonder: В приведенном примере троллейбус, как носитель информации- предмет.

Согласен с Вами, что для того, что бы объект вспомнил событие иногда приходиться сообщать дополнительную информацию. Обычно используются так называемые "наводящие вопросы", искусственное воссоздание ситуации в которой произошло событие и ряд других.....


-- tungus1973 написал 31 июля 2013 22:30
Вновь переосмысливаю классификацию источников. Ещё раз перечитал посты в этой ветке и склоняюсь к мысли, что Яан прав.
Классификация Генриха мне кажется не совсем верной, т.к. в ней слишком много объектов попадает сразу в две категории.

Возможно источники следовало поделить на категории по типам информации, содержащейся в них, и особенностям доступа к ней?

Например, что касается троллейбуса с надписями, то тут всё просто - один материальный объект, но источника информации два:
1) троллейбус, как продукт технологий;
2) надписи и графика на троллейбусе, как знания.
По сути, здесь речь идёт о двух разных объектах исследования - информации и носителя. То же самое относится, например, к книгам. Для одних они - носитель текстового знания, для других (тех, кто работает в полиграфии) - продукт технологий конкурента, который состоит из обложки, блока тетрадей, клея, нитей и т.д.
Когда мы говорим о методах анализа информации, записанной на флэшке, мы же не призываем делать также и анализ самой флэшки, как источника технологической информации!? (Хотя кому-то из аналитиков будет нужна именно эта информация :wink: )

Яан прав, сказав, что можно выделить всего три категории информации:
- графическая информация, зафиксированная на материальном носителе (тексты, схемы, таблицы, графики, рисунки);
- память конкретного человека, она же вербальная информация;
- объект или явление - физическая информация (цвет, запах, звук, форма, материал, температура, размер, поведение).

(Хотя не исключаю, что объект и явление можно было бы разделить на две отдельные категории).

Для каждого типа источников будут свои способы извлечения информации:
- для первого (графика на носителе) - просмотр/чтение;
- для второго (память человека) - общение;
- для третьего (объект или явление) - исследование инструментами и аналитическими методами.

С одного и того же материального объекта можно считывать разные виды информации. Например, с человека: надписи на бейджике, разговорную речь, температуру тела. Но доступ к каждому из этих источников будет вестись по разному - читать глазами, слушать ушами и измерять градусником.

Отсюда и разные методы работы разведчика:
- визуально-графические методы анализа информации (для текстов и графики);
- выведывание и подслушивание (для работы с людьми);
- наблюдение за поведением объекта и научно-технические исследования (для исследования объектов и явлений).

Эти методы потому и выделены в разведке, как отдельные дисциплины, что предназначены для работы с разными типами информации. А, значит, классификацию, предложенную Яаном, вполне можно принимать к рассмотрению.


-- tungus1973 написал 2 августа 2013 13:36
А вообще, прежде, чем начинать обсуждение источников, нужно бы определить, что есть информация с точки зрения КР.
С учётом изложенного выше, у меня получилось такое определение:
.
Информация – есть знания, зафиксированные в памяти конкретного человека, либо записанные графически в виде текста, рисунка, схемы, таблицы, графика, и т.д. Информация может поступить к аналитику в виде готовых знаний, изложенных вербально или графически, а может быть выведена самостоятельно научно-аналитическим исследованием объектов, явлений и имеющейся информации.

Возможно это определение имеет изъяны. Поэтому хотел бы выслушать мнения и формулировки участников форума.


-- john644 написал 4 августа 2013 13:18

tungus1973 написал:
[q]
Возможно это определение имеет изъяны.
[/q]

Да! При таком определении троллейбус не является информацией Я пользуюсь старым добрым определением
(Колмогоров) информация – это некоторая последовательность символических обозначений.



-- NVK63 написал 18 октября 2013 3:13

john644 написал:
[q]
) информация – это некоторая последовательность символических обозначений.
[/q]

Это определение сообщения, которые несут с собой сигналы.
Вообще-то, информация - это количественная мера полезности сообщения.
Чем "полезнее" сообщение, тем больше в нем информации. Нет в нем информации, значит это "белый шум".
А знание - это продукт обработки информации, это структуированная информация, то есть величина не скалярная, а векторная.


-- fellix13 написал 18 октября 2013 9:02

NVK63 написал:
[q]
Это определение сообщения, которые несут с собой сигналы.
Вообще-то, информация - это количественная мера полезности сообщения.
Чем "полезнее" сообщение, тем больше в нем информации. Нет в нем информации, значит это "белый шум".
А знание - это продукт обработки информации, это структуированная информация, то есть величина не скалярная, а векторная.
[/q]


Получается что степень полезности, зависит от субъекта и набора его знаний (и ещё кучи факторов) . А следовательно количество и качество информации в сообщении субъективно.


-- NVK63 написал 18 октября 2013 12:09

fellix13 написал:
[q]
Получается что степень полезности, зависит от субъекта и набора его знаний (и ещё кучи факторов) . А следовательно количество и качество информации в сообщении субъективно.
[/q]


Конечно. А как же иначе?
А вообще-то, классификацию с теорией информации как-то согласовать бы...


-- Искендер написал 18 октября 2013 13:14

NVK63 написал:
[q]
Вообще-то, информация - это количественная мера полезности сообщения.
[/q]

Это утверждение спорное. Потому как существует довольно много определений понятия "информация". И различных классификаций информации - тоже, немало. Есть, например, такое понятие, как "полезная информация".




-- CI-KP написал 18 октября 2013 13:21

Искендер написал:
[q]
Есть, например, такое понятие, как "полезная информация".
[/q]

Или "нужная информация".


-- Искендер написал 18 октября 2013 13:35

CI-KP написал:
[q]
Или "нужная информация".
[/q]

Ну, это скорее обывательское, просторечное определение. А вот "полезная информация" - это довольно формализованный термин, входящий в классификацию информации "по значению". В том же ряду, что "актуальная", "достоверная", "полная" и т.д. Потому что, если рассматривать информацию, как нечто, что передается между объектами, то и "белый шум" - информация.


-- CI-KP написал 18 октября 2013 13:44

Искендер написал:
[q]
Ну, это скорее обывательское, просторечное определение.
[/q]

Я бы не сказал. Меня именно так учили далеко не обыватели. "Информация должна быть нужной тому, кто поставил задачу разведке"


-- Искендер написал 18 октября 2013 14:00

CI-KP написал:
[q]
Я бы не сказал. Меня именно так учили далеко не обыватели. "Информация должна быть нужной тому, кто поставил задачу разведке"
[/q]

Полагаю, что это, всё же, просторечное. В смысле, что не "научное определение". И в данном случае "нужность" = "значимость". А "по значимости" ("по значению") формальная классификация уже есть:

* Актуальная/неактуальная;
* Достоверная/недостоверная;
* Понятная/непонятная;
* Полная/неполная;
* Полезная/бесполезная;


-- CI-KP написал 18 октября 2013 14:21

Искендер написал:
[q]
Полагаю, что это, всё же, просторечное. В смысле, что не "научное определение". И в данном случае "нужность" = "значимость". А "по значимости" ("по значению") формальная классификация уже есть:
[/q]

Ну может быть и так. Впрочем, классификации - это такие штуки, которых может быть стопицотмильенов, и диссертации продолжают писать. По уточнению классификаций.


-- CI-KP написал 18 октября 2013 14:33
Я, кстати, вот чего подумал: "нужная" информация может быть полезной или значимой сейчас, а может быть из серии "пусть будет - может, пригодится". С этой точки зрения, термин "нужная информация" может быть более универсальным. Ну, чисто теоретически.


-- Искендер написал 18 октября 2013 15:55

CI-KP написал:
[q]
Впрочем, классификации - это такие штуки, которых может быть стопицотмильенов, и диссертации продолжают писать. По уточнению классификаций.
[/q]

Безусловно. Как и определений. Для каждой специализации в информационной работе - свои. Потому вряд ли нам нужно следовать определениям из "теории информации", которая вообще была придумана для радиосвязи. Должны быть, конечно, и общие понятия и определения, но пока это как-то не устаканилось до конца.


-- NVK63 написал 18 октября 2013 16:40

Искендер написал:
[q]
Потому как существует довольно много определений понятия "информация". И различных классификаций информации - тоже, немало. Есть, например, такое понятие, как "полезная информация".
[/q]

Безусловно,согласен.
Как и любой другой категории.
Только есть первичные определения.Обычно они даются "профильной" наукой.
Для категории "информации" таковой является "теория информации". Лет сорок назад мне довелось вникать в эту теорию в рамках нескольких семестров.
Имхо, под "информацией" Вы понимаете "сообщение". Отсюда и разночтения.
Конечно,говоря о "полезности" я упростил определение из теории,- но так меня несколько позднее учили другие преподаватели и в другом учебном заведении, и которые были ближе по профилю к теме КР, чем профессор учивший меня теории информации.
Только полагаю, для практиков углубляться в теоретические изыскания -пустая трата времени.

Кстати в "белом шуме" количество информации равно нулю.
Кстати о накоплении информации "впрок". Потому и "впрок", что оцениваете возможную "полезность" сообщения в будущем. Хранят то, что возможно будет полезно в будущем.
Если сообщение безполезно в настоящем и будущем, то информации в нем ноль.



-- Искендер написал 18 октября 2013 17:25

NVK63 написал:
[q]
Для категории "информации" таковой является "теория информации".
[/q]

Это не так. Понятие "информация" используется в десятках базовых наук и дисциплин. "Теория информации" была разработана для довольно узкой прикладной цели - передачи информации в технических каналах связи. Разумеется, в этом аспекте "белый шум" - не информация. В других случаях, тот же "белый шум" вполне может быть информацией. Например, он может говорить о наличии устройства, которое его генерирует. А его появление в строго определенные моменты (например, когда я хочу послушать передачу "Радио Талибан") может говорить, что кто-то намеренно "глушит" эфир. А ещё есть "Общая теория информации", которую Вы и путаете с "Теорией информации". Вот она, "Общая теория", действительно пытается дать обобщенные понятия в части того, что связано с информацией вообще. Как, например, "Общая химия" даёт понимание закономерностей, справедливых для всех направлений химической науки - неорганической, органической, биохимии, биоорганической химии и т.д. Но "Общая теория информации" ещё далека от завершённости и формулировок, которые могут охватить всё и устроить всех.


NVK63 написал:
[q]
Имхо, под "информацией" Вы понимаете "сообщение". Отсюда и разночтения.
[/q]

Я не путаю форму и содержание. С женщинами - ещё бывает. С информацией - нет.


NVK63 написал:
[q]
Кстати о накоплении информации "впрок". Потому и "впрок", что оцениваете возможную "полезность" сообщения в будущем. Хранят то, что возможно будет полезно в будущем.
[/q]


Я - не оцениваю, Вы невнимательны. Это предположил уважаемый CI-KP. Я, как раз, с этим не согласен, потому что считаю, что оценка информации происходит "в моменте".Т.е., "здесь и сейчас".


-- CI-KP написал 18 октября 2013 17:50

NVK63 написал:
[q]
Только полагаю, для практиков углубляться в теоретические изыскания -пустая трата времени.
[/q]

Ну почему же? Говорят, не только теория без практики мертва, но и практика слепа без теории. Другое дело, что для практиков теорию лучше бы излагать доступно.


-- fellix13 написал 18 октября 2013 17:59

Искендер написал:
[q]
Я не путаю форму и содержание. С женщинами - ещё бывает. С информацией - нет.
[/q]


:lol: :good:



-- NVK63 написал 18 октября 2013 18:08

Искендер написал:
[q]
. "Теория информации" была разработана для довольно узкой прикладной цели - передачи информации в технических каналах связи
[/q]

Вся информатика началась с ... азбуки Морзе. Все та же бинарность.

У Вас "гуманитарный" подход к информации, поэтому мы с Вами говорим на разных понятийных языках.
Общая теория информации- это философия, далекая от прикладного применения.И как, Вы сами отметили, эта теория не общепризнана, далека от совершенства.
Теория информации - общепризнаная наука с конкретным математическим аппаратом методик и определений.
Аналитическая разведка -это в первую очередь конретный математический подход к решению поставленных задач, поэтому мне и ближе определение информации с точки зрения теории информации, использующей математические конструкции.
КР методически во многом основана именно на методиках аналитической разведки, перенесенных на кокурентный рынок.





-- Искендер написал 18 октября 2013 18:10
Для: fellix13
Ну, бывает иногда такая форма, что про содержание забываешь напрочь... :smile:


-- Искендер написал 18 октября 2013 18:26

NVK63 написал:
[q]
Вся информатика началась с ... азбуки Морзе. Все та же бинарность.
[/q]

Информатика с азбуки Морзе? Уж тогда с шумерского абака.


NVK63 написал:
[q]
У Вас "гуманитарный" подход к информации, поэтому мы с Вами говорим на разных понятийных языках.
[/q]

Возможно. Только зачем Вы тут пытаетесь говорить на языке машинной обработки информации и её передачи по техническим каналам? Мы, знаете ли, не только ЭВМ пользуемся в работе, но и головой. И информацию получаем не только из БД, но и от живых людей. Так что в рамки "информатики" наша деятельность никак не укладывается.


NVK63 написал:
[q]
Теория информации - общепризнаная наука с конкретным математическим аппаратом методик и определений.
[/q]

Ага. Как раздел информатики. В которую мы, как уже сказано, не вписываемся никак.


NVK63 написал:
[q]
КР методически во многом основана именно на методиках аналитической разведки, перенесенных на кокурентный рынок.
[/q]

Знаете, как-то были попытки и информационные войны описать математическими формулами. Цыганков, если память не изменяет, с соавтором написал абсолютно нечитаемую и совершенно бесполезную на практике книгу на эту тему. Гармонию, как известно, можно поверить алгеброй. Только вот машины ещё не создали ничего значимого в искусстве, увы.


-- Яан написал 18 октября 2013 23:16
Слово «информация» произошло от латинского слова informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо или о ком либо, независимо от формы их представления, передаваемая от одних людей другим.
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.
1. Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти. (Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих./Сост. Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.)
2. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости , неполноты знаний.[ Информатика. Учебник./Под ред. проф. Н.В.Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1999.]
3. Информация - это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями.[ Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.).
4. Информация, первоначально - сведения, передаваемые людьми, уст-ным, письменным или другим способом (с помощью условных сигна-лов, технических средств и т.д.); с середины 20 века общенаучное по-нятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.[ Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.]
5. Информация - содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям. [Математический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988.]
6. Иинформация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». (федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)
И еще одно определение информации (только не помню из какого источника) Информация это - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. На мой взгляд последнее наиболее подходящее для целей КР.

Встречаются следующие классификации информации.

Информация воспринимается человеком при помощи органов чувств: зрения, слуха, тактильными, обонятельными, вкусовыми рецепторами. В зависимости от этого информация делится на
• Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
• Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
• Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
• Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
• Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

В зависимости от способа передачи информации делится на
• Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
• Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
• Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
• Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

По назначению информация может быть
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
• Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
• Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
• Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
по значению:
• Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
• Достоверная — информация, полученная без искажений.
• Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
• Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
• Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
по истинности:
• истинная
• ложная



-- NVK63 написал 19 октября 2013 1:07
Для Яан
Из какого источника Вы привели цитату?



-- CI-KP написал 19 октября 2013 11:20

NVK63 написал:
[q]
Из какого источника Вы привели цитату?
[/q]

Я не Яан, но умею пользоваться Гуглом. Это цитата из Википедии. Вот отсюда (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F). Кроме того, первая часть текста взята не из Википедии, но содержит прямые указания на источники, приведенные в скобках.

Кстати, возможно, участникам беседы будет интересен и вот этот фрагмент текста, найденный мною при поиске источника цитаты - на форуме "Клуб аналитиков" (http://forum.analysisclub.ru/index.php/topic,2098.0/wap2.html?PHPSESSID=bff1a81849c0519af1354d6cf2f05dd4):

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. И. всегда играла в жизни человечества очень важную роль.

Однако в середины 20 в. в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль И. неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной И., получившее название "информационного взрыва". В связи с этим возникла потребность в научном подходе к И., выявлении её наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке понятия И.

Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире. Передачу признаков от клетки к клетке и от организма к организму также стали рассматривать как передачу И. (см. Генетическая информация, Кибернетика биологическая). Во-вторых, была предложена количественная мера И. (работы К. Шеннона, А. Н. Колмогорова и др.), что привело к созданию информации теории.
Более общий, чем прежде, подход к понятию И., а также появление точной количественной меры И. пробудили огромный интерес к изучению И. С начала 1950-х гг. предпринимаются попытки использовать понятие И. (не имеющее пока единого определения) для объяснения и описания самых разнообразных явлений и процессов.

Исследование проблем, связанных с научным понятием И., идёт в трёх основных направлениях. Первое из них состоит в разработке математического аппарата, отражающего основные свойства И. (см. Информация в кибернетике).

Второе направление заключается в теоретической разработке различных аспектов И. на базе уже имеющихся математических средств, в исследовании различных свойств И. Например, уже с момента создания теории И. возникла сложная проблема измерения ценности, полезности И. с точки зрения её использования. В большинстве работ по теории И. это свойство не учитывается. Однако важность его несомненна. В количественной теории, выдвинутой в 1960 А. А. Харкевичем, ценность И. определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной И. Близкие по смыслу работы связаны с попытками дать строгое математическое определение количества семантической (т. е. смысловой) И. (Р. Карнап и др.).

Третье направление связано с использованием информационных методов в лингвистике, биологии, психологии, социологии, педагогике и др. В лингвистике, например, проводилось измерение информативной ёмкости языков. После статистической обработки большого числа текстов, выполненной с помощью ЭВМ, а также сопоставления длин переводов одного и того же текста на разные языки и многочисленных экспериментов по угадыванию букв текста выяснилось, что при равномерной нагрузке речевых единиц информацией тексты могли бы укоротиться в 4-5 раз.

Так был с этой точки зрения установлен факт избыточности естественных языков и довольно точно измерена её величина, находящаяся в этих языках примерно на одном уровне. В нейрофизиологии информационные методы помогли лучше понять механизм действия основного закона психофизики - закона Вебера - Фехнера, который утверждает, что ощущение пропорционально логарифму возбуждения. Именно такая зависимость должна иметь место в случае, если нервные волокна, передающие сигналы от акцепторов к мозгу, обладают свойствами, присущими идеализированному каналу связи, фигурирующему в теории И.

Значительную роль информационный подход сыграл в генетике и молекулярной биологии, позволив, в частности, глубже осознать роль молекул РНК как переносчиков И. Ведутся также исследования по применению информационных методов в искусствоведении.

Такое разнообразное использование понятия И. побудило некоторых учёных придать ему общенаучное значение. Основоположниками такого общего подхода к понятию И. были английский нейрофизиолог У. Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн. Они исследовали вопросы общности понятия энтропии в теории И. и термодинамике, трактуя И. как отрицательную энтропию (негэнтропию).

Бриллюэн и его последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая передачу И. некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению её энтропии. В некоторых философских работах был выдвинут тезис о том, что И. является одним из основных универсальных свойств материи. Положительная сторона этого подхода состоит в том, что он связывает понятие И. с понятием отражения. См. также ст. Информатика, Информация общественно-политическая, Массовая коммуникация.

Лит.: Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Харкевич А. А., О ценности информации, в сборнике: Проблемы кибернетики, в. 4, М., 1960; Шеннон К. Э., Работы по теории информации и кибернетике, пер. с англ., М., 1963; Колмогоров А. Н., Три подхода к определению понятия "количество информации", "Проблемы передачи информации", 1965, т. 1, в. 1; Бриллюэн Л., Научная неопределённость и информация, пер. с англ., М., 1966; Урсул А. Д., Информация, М., 1971.

В. Н. Тростников.

по материалам БСЭ


-- CI-KP написал 19 октября 2013 11:30
На сайте Института Математики и компьютерных наук ДВГУ приведен текст на тему "Информации". Интересным там мне показалось то обстоятельство, что, начав с формул (что логично для такого института), автор для полного описания проблемы был вынужден прибегнуть в дальнейшем к словам, не подкрепленным формулами. Автору пришлось признать, что помимо количественных характеристик информации есть и качественноые (как раз их-то автор даже на сайте Института Математики формулами описать не смог )

Можно ознакомиться вот тут (http://imcs.dvfu.ru/lib/eastprog/information.html).


-- Яан написал 19 октября 2013 13:47

NVK63 написал:
[q]
Из какого источника Вы привели цитату?
[/q]

Это не цитата. Источники различны, большая часть из них приведена в (скобках). К сожалению другие источники указать не могу - делал выборку для себя и не всегда помечал источник. ( не предполагал, что придется воспользоваться). :wonder1:


-- Созидатель написал 30 июля 2014 14:59
1 пост.
Информация в разведке это любые знания, зафиксированные на том или ином виде носителя информации, обеспечивающего их передачу между пользователями во времени и пространстве.

Выступать в качестве носителя информации может любой объект, на/в котором упомянутые знания/информация могут быть зафиксированы и переданы другому пользователю.

Не согласен с посылом автора. Его определение слишком общее и к разведке не имеет непосредственного отношения. Если убрать из текста определения слово разведка, то с этой сферой деятельности определение идентифицировать невозможно. А если вставить сельское хозяйство/производство/сфера обслуживания, то определение будет соответствовать каждому из этих направлений человеческой деятельности.
Поэтому более корректно было бы использовать дефиницию (определение) более четко указывающую на специфичность рассматриваемой деятельности. Например, Информация в деловой разведке (ИДР) - сведения о чем либо, интересующие заинтересованную сторону с целью получения экономических/конкурентных или иных преимуществ.
А уже отсюда можно рассматривать классификацию, с позиций, где/у кого эти сведения находятся.
Еще в 1995 г со своим научным руководителем А.Ивановым мы издали книгу Экономическая безопасность предприятия, где на С. 14 в рис 2 указаны источники такой информации: образцы продукции, техническая и конструкторская документация, технически средства обработки информации, знания персонала, открытые и незащищенные источники.
Конечно данный список нельзя считать закрытым, поскольку в зависимости от сферы деятельности он (список) может значительно расшириться


-- tungus1973 написал 30 июля 2014 20:03
Для: Созидатель
Поначалу мы тоже спорили с Генрихом Лемке относительно этой классификации.
Но на самом деле она исходит из простой идеи - получая задачу, разведчик должен задать себе 5 вопросов (которые базируются на этой классификации):

1. Из каких видов документов я могу получить нужную информацию?

2. В памяти каких людей могут быть сведения по нужному мне вопросу?

3. Какие отделы, подразделения или организации занимаются этой темой?

4. Изучение каких материальных объектов или изделий могут дать мне нужную информацию?

5. С помощью какого научного инструментария я могу получить нужную информацию?


Ответив на все или часть из этих вопросов разведчик понимает, откуда он может взять нужную информацию.


-- Созидатель написал 30 июля 2014 20:48


Это из Википедии
Правила классифицирования (деления объёма понятия)[править
В одной и той же классификации необходимо применять одно основание.
Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса.
Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
Подразделение на подклассы должно быть непрерывным [Кондаков Н. И., Логический словарь, 1971. ].

А автор, на которого Вы ссылаетесь дал Алгоритм


-- tungus1973 написал 31 июля 2014 10:31

Созидатель написал:
[q]
Это из Википедии...
[/q]
Вот потому-то у нас и были прения с Генрихом.


Созидатель написал:
[q]
А автор, на которого Вы ссылаетесь дал Алгоритм
[/q]
Генрих Лемке (если вы его имеете ввиду под словом "автор") дал свою "классификацию". Конечно, её нельзя назвать правильной, ведь она не соответствует классическому определению классификации. Но её ценность не в этом. "Классификация" источников от Генриха практична.


-- Владимир Новиков написал 4 августа 2014 15:55

Созидатель написал:
[q]
Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса.
[/q]

Поподробнее с этого места пожалуйста... :hi:
Формулировка слишком мудренная для меня... приведите пример плиз


-- Созидатель написал 5 августа 2014 11:39
Мы от главного уходим в детали
Мое видение информации в ДР (КР)
Информация в деловой разведке (ИДР) - сведения о чем либо, интересующие заинтересованную сторону с целью получения экономических/конкурентных или иных преимуществ.


Владимир Новиков написал:
[q]
Поподробнее с этого места пожалуйста...
Формулировка слишком мудренная для меня... приведите пример плиз
[/q]

Сыылка на википедию дана


-- fellix13 написал 5 августа 2014 11:56

Созидатель написал:
[q]
Информация в деловой разведке (ИДР) - сведения о чем либо, интересующие заинтересованную сторону с целью получения экономических/конкурентных или иных преимуществ.
[/q]


Тогда давайте перейдём к определению информации в маркетинге и СЭБ. Чтоб понимать как вы их разделяете.

И ещё я бы избегал путаницы в определениях, конкурентная разведка (competitive intelligence) и деловая/бизнес разведка (business intelligence) уже давно не одно и тоже. Вот тут взгляните - forum.razved.info/index.php?t=4553


-- Созидатель написал 5 августа 2014 12:41

fellix13 написал:
[q]
И ещё я бы избегал путаницы в определениях, конкурентная разведка (competitive intelligence) и деловая/бизнес разведка (business intelligence) уже давно не одно и тоже. Вот тут взгляните - forum.razved.info/index.php?t=4553
[/q]

Спасибо, это для Вас не одно и то же. Я пока собрал десяток определений, проанализирую их чуть позже конкретно в основной (новички) для меня ветке


-- Владимир Новиков написал 5 августа 2014 13:38

Созидатель написал:
[q]
Сыылка на википедию дана
[/q]

Это равнозначно, что послать нахрен...
коллега, лучше бы вы промолчали...


-- Pomi написал 4 июня 2015 19:52
Я новичок,если что извиняйте за глупость-пытаюсь разобраться в смежной(если не сказать ответственной) с основной работой теме.
"Событие" разве не является носителем информации?(Чек из магазина,свидетельствующий о покупке товара несет в себе информацию,равно как и событие похода в магазин несет в себе информацию).


-- tungus1973 написал 5 июня 2015 9:30
Нет. Не является.

"Носитель информации" - понятие практическое. "Носитель информации" потому и называется носителем, что способен "носить в себе" информацию, чтобы её потом полностью или частично мог получить другой человек.

Пример на пальцах. Глубокая ночь. Кладбище. Ни души. Происходит событие - мотылёк пролетел возле могильного креста. Какую информацию тут может получить человек? Никакую. Потому что она нигде не сохранилась. Носителей этой информации НЕТ.

Вариации примера. На кладбище был сторож, который увидел пролёт мотылька мимо креста. Носителем информации в этом случае будет память сторожа, и если кто-то его спросит об этом событии, сторож может рассказать, как всё было (если, конечно, сторож сохранил его в памяти).

Другая вариация примера. Глубокая ночь. Кладбище. Ни души. Полёт мотылька увидела случайно забежавшая на кладбище собака. Тут снова носителей информации нет. Собака хоть и могла запомнить событие, но современная наука пока не научилась извлекать информацию из памяти собаки. Вот когда такое извлечение станет возможным, память животных тоже перейдёт в разряд носителей информации. А пока, увы, принимается в работу только то, что имеет практическое применение в деятельности человека.


-- Ed написал 5 июня 2015 10:52

tungus1973 написал:
[q]
Пример на пальцах. Глубокая ночь. Кладбище. Ни души. ...

Вариации примера. ...На кладбище..

Другая вариация примера. Глубокая ночь. Кладбище. Ни души. ...
[/q]


Старина Фрейд в гробу перевернулся..


-- tungus1973 написал 5 июня 2015 11:22

tungus1973 написал:
[q]
Глубокая ночь. Кладбище. Ни души.
[/q]
Романтика!... :laugh:



-- Vinni написал 5 июня 2015 12:00
Ночь. Улица. Фонарь Аптека..... :evil:


-- ara_367519 написал 5 июня 2015 12:17
...ты что - глухонемой?....Да! :wink:


-- Pomi написал 12 июня 2015 4:20

tungus1973 написал:
[q]
[/q=tungus1973]
я предлагаю так поступить...
на Вашем примере,в какую сторону он полетел!??
значит там свет(мухи на говно летят)??!!!! если свет значит либо хата либо че- свет еще какой,костер?!!!
вопрос, дала ли мне эта информация информацию.
Повторюсь, на Вашем примере.


-- Pomi написал 12 июня 2015 4:24
информация всегда имеет продолжение?!
согласны?


-- tungus1973 написал 15 июня 2015 9:02

Pomi написал:
[q]
на Вашем примере,в какую сторону он полетел!??
значит там свет(мухи на говно летят)??!!!! если свет значит либо хата либо че- свет еще какой,костер?!!!
вопрос, дала ли мне эта информация информацию.
[/q]
Чтобы не запутаться в выводах, сначала нужно определить, что будет означать понятие "информация". Иначе неизвестно, рассуждаем ли мы с вами об одном и том же, или же говорим совершенно о разных вещах?
Стоит заметить, что в зависимости от рассматриваемой области знаний, "информация" может иметь разные определения.

Например, определение из кибернетики: Информация - есть сведения, передаваемые между носителями. В качестве носителя может выступать система человек-человек, человек-автомат, автомат-автомат.
Биологи добавляют к этому определению "животное-животное, клетка-клетка", так как животные и клетки тоже обмениваются между собой некими сигналами.

Моё определение такое: Информация - есть сведения, сохранённые на носителе, с которого могут быть считаны человеком. В качестве носителя может выступать память человека или физический объект.
Моё определение неточно в общефилософском смысле, но пригодно для практического применения в сфере коммерческой разведки.


Pomi написал:
[q]
информация всегда имеет продолжение?!
согласны?
[/q]
Нет. Не согласен.
Один из законов информации: информация может исчезать. В этом случае продолжения информации не будет. Слово "всегда" не уместно.

В качестве примера можно рассмотреть знание, сохранённое в памяти человека. Некоторую часть информации человек НЕ сохраняет на других носителях (никому не рассказывает, никуда не записывает). После смерти человека эта информация уходит вместе с ним, то есть не имеет продолжения.


-- john644 написал 15 июня 2015 19:28

tungus1973 написал:
[q]
В качестве примера можно рассмотреть знание, сохранённое в памяти человека. Некоторую часть информации человек НЕ сохраняет на других носителях (никому не рассказывает, никуда не записывает). После смерти человека эта информация уходит вместе с ним, то есть не имеет продолжения.
[/q]

К сожалению уважаемый tungus1973 информация сохраняется в информационных полях и современная наука позволяет ее считывать


Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2007, 4X_Pro, Объединенный Открытый Проект