Версия для печати

-   Форум Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР) http://forum.razved.info/
--  Технологии работы и инструменты конкурентной разведки http://forum.razved.info//index.php?f=6
--- Конкурентная разведка и рынок M&A http://forum.razved.info//index.php?t=1494




-- Игорь Нежданов написал 22 января 2011 19:37
Помимо так называемых дружественных поглощений, когда продавец сам желает продать компанию, в бизнесе широко распространена практика не дружественных поглощений (захватов). Такие действия возможны как в рамках закона так и с нарушением закона, но их объединяет одна особенность – владелец бизнеса не желает продавать свою компанию, но тем ни менее права на нее (компанию) переходят к захватчику. Организуется такой переход разными способами от получения прав на акции (в т.ч. и вполне правовой скупки) до прямой подделки документов (например о смене учредителей).
Как защитить бизнес от подобных действий? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать как может осуществляться захват, что и в какой последовательности будет предпринимать захватчик. Поэтому в начале кратко разберем возможную последовательность действий злоумышленника.
Захват
Слово захват само говорит за себя – получение объекта в свое распоряжение помимо воли его владельца. Захват - всегда силовое мероприятие, даже если нет горилл в масках. Захват всегда сопряжен с конфликтом – ведь прежний владелец не хотел расставаться с предприятием. Захват это принуждение, поэтому он всегда противоправен сам по себе или как минимум его элементы.

Цель захвата (поглощения)
У подобных мероприятий цель всегда одна – получение быстрой выгоды. Именно огромная выгода является движителем рейдеров. Ведь вложив несколько сотен тысяч иностранных дензнаков можно получить имущество стоимостью в десятки миллионов, а это сотни, а порой тысячи процентов прибыли. От таких перспектив многие просто забывают о законе, морали, этике. Такая выгода возможна посредством приобретения прав на новое имущество через:
- покупку ТМЦ предприятия-цели по заниженной стоимости (фиктивные сделки);
- получение рыночных преимуществ (за счет контроля конкурента или его полной нейтрализации).
Покупка ТМЦ предприятия-цели по заниженной цене это простая перепродажа имущества захваченного предприятия заранее подготовленному (своему) продавцу по цене близкой к нулю. А ведь это имущество (земля, строения, оборудование, сырье, готовая продукция…) может стоить десятки, сотни миллионов. Вот здесь и возникают тысячепроцентные прибыли. Покупка ТМЦ по заниженной цене нужна для того, чтобы появилась:
- возможность дальнейшей продажи по более высокой цене;
- возможность дальнейшей эксплуатации захваченного имущества и получения прибыли.
Кроме простой продажи захваченного имущества можно извлечь и еще одну выгоду из захвата предприятия. Это получение рыночных преимуществ, которые выражаются в:
- устранении имеющегося конкурента;
- увеличении доли рынка (в т.ч. и вхождение в рынок).

Методы поглощения:
Сама процедура поглощения (захвата) может быть осуществлена разными способами. Главное это то, что бы в конце пути предприятие-цель стало собственностью заинтересованного лица или по крайней мере стало ему подконтрольно. Такая цель достигается посредством:
- приобретения прав на предприятие-цель;
- установления влияния на ТОП менеджмент предприятия-цели;
- принуждения к продаже активов предприятия-цели;
- силовой захват.

Приобретение прав на предприятие это на первый взгляд правовой способ получить контроль над предприятием-целью. Да, если скупка акций проходит в рамках закона и у покупателя формируется контрольный пакет. Но такая скупка обычно дает мало акций – чаще всего люди не хотят расставаться с акциями надежного предприятия, приносящими им дивиденды. В этом случае начинаются не совсем законные действия. Обычно это давление на владельцев акций. Такое давление может быть психологическим и физическим. При психологическом давлении агрессор может создать видимость ухудшения ситуации на предприятии и подтолкнуть к мысли о том, что нужно продать акции сейчас, пока они хоть чего то стоят, иначе в последствии за них вообще ничего не дадут. При создании такой видимости в ход идут и агрессивные PR-компании в местных СМИ, и распространение слухов, и фиктивные иски в суды разных инстанций, и давление на поставщиков предприятия, его клиентов, партнеров. Или возможны угрозы, шантаж. Про физическое давление нет смысла говорить – Российская криминальная действительность девяностых годов дала множество примеров такого воздействия.
Приобретение прав на предприятие возможно через:
- прямую скупку акций;
- сбор доверенностей на управление акциями;
- скупка долгов и дальнейшее банкротство предприятия.
Сбор доверенностей на управление акциями это менее удобный, но тем ни менее используемый способ получить бразды правления. К нему тоже прибегают, а понуждение к даче таких доверенностей осуществляется теми же способами, что и к продаже акций.
Скупка долгов предприятия-цели и активация процедуры банкротства может использоваться как элемент психологического давления на владельцев акций, так и как самостоятельный способ приобретения прав на имущество цели.

Установление влияния на ТОП менеджмент также достаточно перспективно с точки зрения рейдера. Если среди ТОПов предприятия-цели появился союзник захватчика, то как минимум агрессор становится осведомлен о всех тонкостях и нюансах обороны, о всех скелетах в шкафах, в общем обо всем. Это как минимум. Кроме этого такой ТОП становится агентом влияния и оказывает воздействие в том числе и на принятие решений. Но совсем плохо для предприятия если такой агент имеет право подписи. В этом случае захватчик будет действовать максимально быстро. Такое влияние возможно через:
- оказание давления (угрозы, шантаж и т.п.);
- стимулирование (подкуп, премии, посулы, например стать руководителем и т.п.).

Принуждение к продаже это еще один способ захвата предприятия. Суть его сводится к созданию такой обстановки вокруг предприятия, при которой оно (предприятие) не может нормально работать и естественно терпит убытки. Поставщики отказывают в сырье без полной предоплаты, клиенты отказываются покупать, все местные контролирующие органы разом решают проверить работу предприятия, и т.д. и т.п. В такой обстановке любое, самое крепкое, предприятие начнет умирать. Чего собственно и добивается захватчик. Принуждение осуществляется через:
- создание рыночных преград, которые могут быть следующими:
- недопущение к сырьевому рынку (сырьевая монополия);
- недопущение к рынку потребителей (потребительская монополия);
- создание административных преград - установление жесткой протекционистской политики со стороны органов власти;
- создание коммуникационных преград:
- транспортные преграды (авто, ж/д, водный и т.д.);
- преграды в подаче ресурсов (электроэнергия, вод – теплоснабжение, и т.п.).

Силовой захват может быть осуществлен с наличием подложных документов (решения собрания акционеров, судебные решения и т.п.) или без таковых. Но в том и другом случае схема последующих действий сводиться к физическому захвату интересующего объекта и нескольким быстрым последовательным продажам этого актива. В результате этих действий имущество формально принадлежит совершенно сторонней организации. Мало того, что противодействуя в соответствии с законом нужно много времени для получения судебного решения, дак еще конечный покупатель (если его удастся найти) будет добросовестным приобретателем и изъять у него имущество ой как не просто.
Защита от захвата (не дружественного поглощения)
Понимая, что может произойти в случае захвата предприятия, его владельцам лучше заранее принять ряд мер для предупреждения таких событий или как минимум для создания серьезных трудностей захватчикам. Для понимания, что нужно сделать для предотвращения захвата или как минимум для его серьезного осложнения, необходимо определить что может помешать рейдеру или что сделает компанию для него не привлекательной. Именно создание таких условий и есть цель защитных мероприятий.

Цель защиты
Вопрос не простой, но тем ни менее решаемый. Цели две:
- снизить стоимость (ценность) компании естественно в глазах захватчика, а не реальную;
- увеличить количество препятствий на пути захватчика.
Снижение стоимости компании делает захват менее прибыльным мероприятием и это отталкивает потенциальных захватчиков. Кто захочет вкладывать деньги в мероприятие если на выходе маячит не значительная прибыль. Снижение стоимости компании можно осуществить за счет:
- увеличения количества обязательств компании-цели (в т.ч. долги);
- снижения стоимости акций и активов компании (снижение котировки);
- уменьшения объема активов компании (например их распродажа - фиктивная).
А увеличение количества препятствий достигается за счет:
- процедурно-правовых ловушек;
- мотивационных бомб;
Что это такое и как организовывается поговорим ниже.

Система защиты от недружественного поглощения
Понятно, что пары – тройки мероприятий не достаточно для противостояния хорошо подготовленному и опытному рейдеру. По этому защита компании от захвата должна включать в себя ряд подсистем:
- подсистемы выявления интереса к компании;
- подсистему пассивной обороны;
- подсистему активной обороны.

Подсистема выявление интереса к компании должна вести непрерывное наблюдение за акциями компании, фиксировать попытки массовой скупки акций, выявлять любые проявления интереса к компании и ее имуществу. Отслеживать нужно котировки акций, объемы сделок с акциями, объявления о скупке акций, сбор информации о компании и т.п.. При выявлении искомых факторов их нужно проверить и в случае действительной скупки информировать лицо, отвечающее за дальнейшие действия (например рискменеджера). Если говорить о максимально возможной защищенности, то необходимо выявлять потенциальных захватчиков (как заказчиков так и исполнителей) и отслеживать их действия (устремления, планы и т.п.). Пожалуй кроме конкурентной разведки на данном этапе вряд ли кто то поможет компании.

Подсистема пассивной обороны предназначена для создания в компании таких условий, при которых рейдеру будет не просто выполнить каждый свой шаг по захвату. Данная подсистема состоит из:
- организационных;
- правовых;
- мотивационных блоков.

Организационный блок (процедурные ловушки):
- формирование оборонительной команды (финансовая компания + юридическая компания + PR);
- выработка четкого плана действий в случае попытки поглощения;
- создание положительного образа компании в глазах общественности и власти (активный PR);
- создание своего лобби в органах власти;
- отслеживание данных об акционерах для быстрой связи с ними в случае необходимости;
- выпуск особых акций, действия с которыми возможен только с одобрения совета директоров;
- резервирование части акций за советом директоров без их продажи с целью реализации (продажи) в случае кризиса;
- выпуск привилегированных (без права голоса) акций для миноритариев, простых (с одним голосом) акций для «своих» и золотых (с большим количеством голосов) акций для себя;
- регистрация предприятия в стране с наиболее сильным противозахватническим законодательством.

Правовой блок (правовые ловушки):
- усложненная процедура внесения изменений в устав (не менее 2/3 голосов);
- подготовки в Уставе возможности дополнительной эмиссии акций среди ограниченного круга лиц в случае приобретения внешним лицом более 20% акций либо предложения от внешнего лица на приобретение более 30% акций;
- подготовки возможности выпуска обязательств (вексель, облигация) с коротким сроком погашения и условием погашения – поглощение предприятия;
- многоступенчатые выборы в совет директоров:
- часть совета выбирается прямым голосованием;
- часть назначается генеральным директором;
- часть входит в совет в связи с занимаемой должностью
или:
- возможность избрать 1/3 совета директоров сроком на 3 года каждый год без возможности досрочного прекращения полномочий, т.е. в течении года можно поменять не более 1/3 совета;
- внесение в устав положения «о справедливой цене» - в случае массовой скупки акций интервент обязан выплачивать цену, которая рассчитывается по определенным правилам (например от прибыли предприятия или доходности отрасли…);
- ограничение права созыва внеочередного собрания акционеров (например не менее 10% голосов).

Мотивационный блок (мотивационные бомбы):
- особые премии для тех акционеров, которые не продавали свои акции 3/5/10/15 лет;
- особые премии для тех акционеров, которые не продавали свои акции при поглощении предприятия;
- особые условия контрактов ключевых менеджеров на случай их увольнения после поглощения (выплата премии в размере ½ годового дохода) и запрет на их увольнение в течении некоторого периода в случае поглощения.

Здесь также важна роль конкурентной разведки. Ей необходимо получить информацию о том как подобные системы организованы на других предприятиях, выявить какие СМИ чьи интересы лоббируют и кто имеет на них внимание, кто из властных структур с кем из потенциальных захватчиков связан или наоборот находится в состоянии конфликта.

Подсистема активной обороны предназначена для активных ответных действий в случае попытки захвата предприятия. Данная подсистема включает в себя например:
- обратный выкуп акций у интервента с премией и подписание соглашения о бездействии, т.е. обязательство более не покупать им акции данного предприятия в течении определенного времени;
- поглощение компании подвергшейся атаке дружественной компанией;
- изменение структуры капитала – взятие компанией большого количества обязательств, что снижает ее ценность;
- продажа активов компании-цели иной фирме (своей);
- предложение о покупке интервента;
- создание дублированной системы коммуникаций или четкая договоренность о дублировании (ж/д пути, автодороги и т.п.);
- создание дублированной системы ресурсоснабжения или четкая договоренность о дублировании (электро – водо – газо – тепло снабжение);
- создание своего лобби во властных структурах местного и федерального уровня
- дублирование источников сырья и покупателей;
- встречный захват (но для этого нужно знать КТО организовал поглощение вашей компании).
В данном направлении конкурентная разведка должна так же активно работат:
- своевременное выявление начала атаки на предприятие;
- определение исполнителя и заказчика;
- определение их стратегии, их ресурсов и их слабых мест.



-- hound написал 22 января 2011 21:16

Игорь Нежданов написал:
[q]
В этом случае начинаются не совсем законные действия. Обычно это давление на владельцев акций. Такое давление может быть психологическим и физическим. При психологическом давлении агрессор может создать видимость ухудшения ситуации на предприятии и подтолкнуть к мысли о том, что нужно продать акции сейчас, пока они хоть чего то стоят, иначе в последствии за них вообще ничего не дадут. При создании такой видимости в ход идут и агрессивные PR-компании в местных СМИ, и распространение слухов, и фиктивные иски в суды разных инстанций, и давление на поставщиков предприятия, его клиентов, партнеров. Или возможны угрозы, шантаж. Про физическое давление нет смысла говорить – Российская криминальная действительность девяностых годов дала множество примеров такого воздействия.
[/q]

Игорь, хорошая статья. Вот в указанный абзац я бы добавил что-то вроде:
Весьма часты случаи, когда для давления на предприятие-цель используются правоохранительные и контрольные (проверяющие) органы.

Дело в том, что сейчас это уже не исключение, а правило, к сожалению.


-- Игорь Нежданов написал 22 января 2011 21:59
Как вы понимаете это лишь краткий обзор (очень краткий) причем моего в нем не много. Теперь бы обсудить каждое направление поподробнее...


-- hound написал 22 января 2011 22:04

Игорь Нежданов написал:
[q]
Теперь бы обсудить каждое направление поподробнее...
[/q]

Это очень надолго... Я не думаю, что реально.



-- Игорь Нежданов написал 23 января 2011 8:57
А все равно давайте попробуем.
Возьмом к примеру направление "выявление проявлений интереса к компании". Рассматриваем естественно в разрезе вероятной попытки поглощения. КАКОГО РОДА проявления интереса нужно отслеживать? Или по другому - что выявлять?

Интерес к акциям компании - это видимо однозначно, даже если с первого взгляда видно, что интерес исключительно в рамках получения дивидентов.

Интерес к долгам компании.

Обращения в госорганы за информацией о компании.

Сбор информации о внутреннем устройстве компании, о конфликтах, о системе управления, о личностных качествах руководителей и основных акционеров. . .

Какие еще проявления по отношению к компании нужно отслеживать для выявления подготовки к захвату?


-- hound написал 23 января 2011 10:51

Игорь Нежданов написал:
[q]
Интерес к акциям компании
[/q]

Чтобы звучало грамотно - надо добавить "или долям" (так как есть ООО).
И еще я бы добавил -
- интерес к контрагентам компании (поставщикам, покупателям)


-- asket написал 23 января 2011 11:17

Игорь Нежданов написал:
[q]
Какие еще проявления по отношению к компании нужно отслеживать для выявления подготовки к захвату?
[/q]


Возможно ещё появление публикаций в СМИ,интернете о компании,которые не являются результатом работы PR-подразделения организации и которые начинают формировать тенденцию.


-- hound написал 23 января 2011 11:47

asket написал:
[q]
Возможно ещё появление публикаций в СМИ,интернете о компании,которые не являются результатом работы PR-подразделения организации и которые начинают формировать тенденцию.
[/q]

Это уже следующий этап - он идет после изучения.


-- Игорь Нежданов написал 23 января 2011 12:02

hound написал:
[q]
Чтобы звучало грамотно - надо добавить "или долям" (так как есть ООО).
[/q]

Да - согласен.


hound написал:
[q]
И еще я бы добавил -
- интерес к контрагентам компании (поставщикам, покупателям)
[/q]

А какого рода интерес? Ведь простое обращение по рекламе это тоже интерес... Вероятно речь о попытке выявления у контрагентов информации о компании-цели. Или исследование контрагентов с целью заблокировать или усложнить деятельность компании-цели.


asket написал:
[q]

Возможно ещё появление публикаций в СМИ,интернете о компании,которые не являются результатом работы PR-подразделения организации и которые начинают формировать тенденцию.
[/q]

Это разведпризнаки. К ним подойдем чуть позже и обязательно обсудим.


-- hound написал 23 января 2011 12:06

Игорь Нежданов написал:
[q]
Вероятно речь о попытке выявления у контрагентов информации о компании-цели. Или исследование контрагентов с целью заблокировать или усложнить деятельность компании-цели.
[/q]

Да, и особенно - второе.


-- Dmitriy написал 23 января 2011 13:04

Игорь Нежданов написал:
[q]
Это разведпризнаки. К ним подойдем чуть позже и обязательно обсудим.
[/q]


Ну, оно наверное все в комплексе идет. Какими могут быть внешние проявления интереса к компании? И как их можно выявить?
Кроме работы с источниками мне ничего не приходит в голову. Т.е. это нужно постоянно мониторить в разных местах, общаться с контактами на фондовом рынке, в налоговой и др. правоохранительных органах, etc., на предмет "не задавал ли кто вопросов о компании?"


-- hound написал 23 января 2011 13:07

Dmitriy написал:
[q]
в налоговой
[/q]

Это называется "выставить флаг".
Помимо указанных - лучше еще выставить флаг в регитраторе.


-- Dmitriy написал 23 января 2011 13:30

hound написал:
[q]
Помимо указанных - лучше еще выставить флаг в регитраторе.
[/q]


Это если идут официальные обращения к данным?
А если "пробивают" информацию по компании скрыто?



-- hound написал 23 января 2011 13:32

Dmitriy написал:
[q]
А если "пробивают" информацию по компании скрыто?
[/q]

Как понять - скрыто в налоговой или в регистраторе?


-- asket написал 23 января 2011 13:34

hound написал:
[q]
Это называется "выставить флаг".
Помимо указанных - лучше еще выставить флаг в регитраторе.
[/q]


И ещё в СМИ.Особенно в региональном(если и организация находится в регионе).Ещё лучше иметь там знакомых и не забывать им уделять внимание.


-- hound написал 23 января 2011 13:36

asket написал:
[q]
И ещё в СМИ.
[/q]

Да. Но тут нужно учесть, что всех СМИ выставить флаг нереально. Поэтому - обязательный мониторинг.
Но так можно выявить идущее поглощение уже только на третьем этапе.
Мы же пока обсуждаем первый этап.


-- asket написал 23 января 2011 13:48

hound написал:
[q]
Но так можно выявить идущее поглощение уже только на третьем этапе.
Мы же пока обсуждаем первый этап.
[/q]


Думаю, лучше сразу сделать скелет процесса недружки, с описанием стандартного набора действий захватчика,легче будет ориентироваться и увидеть, где методы КР будут полезными. Я правильно понимаю,что этапа 3?

1) Сбор информации

2) Подготовка

3) Захват


-- Игорь Нежданов написал 23 января 2011 13:49

Dmitriy написал:
[q]
Ну, оно наверное все в комплексе идет.
[/q]

Это безусловно. Но для системного подхода лучше в начале разобрать (выявить) все возможные цели, а уж затем разбирать варианты работы с целями и далее - признаки таких работ. В этом случае вероятность, что что то упустим значительно ниже нежели в случае когда обсуждать всё сразу.


-- Dmitriy написал 23 января 2011 14:08
Я понял.
Рассматриваем первый этап - сбор информации.
Если сбор информации ведется "без ушей", то бишь без официальных запросов в госорганы, где может содержаться информация о компании. Каким образом можно узнать, что к компании проявляют интерес? На мой взгляд, исключительно с помощью HUMINT.
"Выставление флага", насколько я понимаю, это извещение о том, что в официальные органы обращались за информацией. То есть если официальных обращений не было - "флаг" не сработает.


-- hound написал 23 января 2011 14:10

asket написал:
[q]
) Сбор информации

2) Подготовка

3) Захват
[/q]

Да, конечно, это и есть основные этапы.
Только третий этап лучше обозначить как "практические, или активные мероприятия", как как в процессах ht под захватом обычно понимается "силовой захват" - одно из заключительных мероприятий третьего этапа.


-- hound написал 23 января 2011 14:13

Dmitriy написал:
[q]
"Выставление флага", насколько я понимаю, это извещение о том, что в официальные органы обращались за информацией. То есть если официальных обращений не было - "флаг" не сработает.
[/q]

Верно.

Dmitriy написал:
[q]
Если сбор информации ведется "без ушей", то бишь без официальных запросов в госорганы, где может содержаться информация о компании. Каким образом можно узнать, что к компании проявляют интерес? На мой взгляд, исключительно с помощью HUMINT.
[/q]

Вообще - вряд ли что-либо может дать желаемый результат, ведь интересантов может быть достаточно много. Ну разве что случайно...

В целом - на первом этапе редко удается выявить. Хорошо, когда выявление происходит в самом начале третьего этапа, но так тоже бывает далеко не всегда.




-- Dmitriy написал 23 января 2011 14:19

hound написал:
[q]
Вообще - вряд ли что-либо может дать желаемый результат, ведь интересантов может быть достаточно много. Ну разве что случайно...
[/q]


И я о том же... Таким образом на стадии сбора информации о компании, выявить заинтересованность очень сложно.
Следовательно, все что можно сделать - это быть хорошо осведомленным о формах и методах работы "рейдеров" на этой стадии и пытаться выявить их если они вдруг где-то допустят прокол или утечку о своих планах.
Для этого требуется довольно разветвленная сеть, мягко говоря, общения. Плюс, всегда помнить о том, что "собеседников" всегда нужно "направлять" в русло "возможных упоминаний об интересе к компании".



-- hound написал 23 января 2011 14:26
Для: Dmitriy
Работать так, чтобы постоянно опасаться рейда и постоянно проводить профилактические мероприятия - это практически нереально. Мониторинг - это обязательно, флаги - желательно. Еще хорошие результаты дает превентивная защита - это комплекс юридических мероприятий, который серьезно осложняет поглощение и удорожает его. К этим мерам относится, например, т.н. "номинальный держатель", перекресная форма владения акциями, некоторые другие вещи. Некоторые еще рекомендуют офшорки - но это, как правило, те, кто знает об офшорках только теоретически.


-- asket написал 23 января 2011 14:36

Dmitriy написал:
[q]
И я о том же... Таким образом на стадии сбора информации о компании, выявить заинтересованность очень сложно.
[/q]


Cогласен.Например,выявить факт сбора информации по открытым источникам невозможно.Зато нарыть можно много.


-- asket написал 23 января 2011 14:44

hound написал:
[q]
Мониторинг - это обязательно, флаги - желательно. Еще хорошие результаты дает превентивная защита - это комплекс юридических мероприятий, который серьезно осложняет поглощение и удорожает его.
[/q]


Также,думаю, не надо жадничать и стоит заиметь в штате антикризисную команду,действия которой,при выявлении факта захвата,должны быть зараннее оговорены.


-- hound написал 23 января 2011 14:56

asket написал:
[q]
стоит заиметь в штате антикризисную команду
[/q]

Это нереально. Это просто лишние траты, да и квалифицированные спецы не любят просиживать место. Да и спецы в той сфере - это не стоматологи, и зубы...)))


-- CI-KP написал 23 января 2011 15:10

hound написал:
[q]

Это нереально. Это просто лишние траты, да и квалифицированные спецы не любят просиживать место. Да и спецы в той сфере - это не стоматологи, и зубы...)))
[/q]

Как правило, хороший специалист в этой сфере по найму работать не пойдет вообще. Неинтересно и невыгодно.


-- asket написал 23 января 2011 15:24

hound написал:
[q]
Это нереально. Это просто лишние траты, да и квалифицированные спецы не любят просиживать место. Да и спецы в той сфере - это не стоматологи, и зубы...)))
[/q]


Как тогда построить систему защиты?То есть когда грянет гром,только тогда уже обращаться за помощью?Под антикризной командой я имел ввиду группу сотрудников организации,которые проинструктированы на случай недружки.То есть,они знают что и как делать и при угрозе каждый начинает заниматься своим делом.Например, она может состоять,например,из юриста,сотрудника СБ,специалиста по PR.Вопрос только в сотруднике PR,так они обычно заточены под мирную работу.


-- hound написал 23 января 2011 15:27

CI-KP написал:
[q]
Как правило, хороший специалист в этой сфере по найму работать не пойдет вообще. Неинтересно и невыгодно.
[/q]

И это тоже. В общем, куда ни кинь - сплошные минусы.
Но как бывает. Крупная компания, агрессивная - соответственно, есть свои спецы по M&A, ну а в нашем раскладе - по недружке. И вот сама эта компания вдруг становится объектом атаки. Тогда - да, спецы по поглощению защиту выстроить могут. Но такое случается не часто.


-- hound написал 23 января 2011 15:35

asket написал:
[q]

hound написал:
[q]
Это нереально. Это просто лишние траты, да и квалифицированные спецы не любят просиживать место. Да и спецы в той сфере - это не стоматологи, и зубы...)))
[/q]



Как тогда построить систему защиты?То есть когда грянет гром,только тогда уже обращаться за помощью?Под антикризной командой я имел ввиду группу сотрудников организации,которые проинструктированы на случай недружки.То есть,они знают что и как делать и при угрозе каждый начинает заниматься своим делом.Например, она может состоять,например,из юриста,сотрудника СБ,специалиста по PR.Вопрос только в сотруднике PR,так они обычно заточены под мирную работу.
[/q]

Это большой и больной вопрос. Ну если по уму - я вижу это так.
1. Иметь представление о том, что такое рейд. Для этого - почитать книжки (есть немало хороших), послушать лекции спецов - не слишком много, просто для понимания сути вопроса. Параллельно - завести коммуникации на предмет "вдруг".
2. Мониторинг и флаги. Желательно - превентивка.
3. Если уж случилось - быстрее бежать к аутсорсинговым спецам.
Так бывает, по моим наблюдениям, в 1-2% всех рейдов. Ну точно - не более 5%.
А научить свою группу сотрудников... Ну вот обычный юрист в компании. Он обычно договорник, ну или по трудовому праву. Корпоративное право очень далеко от этого. И юрист по уголовному праву тоже может понадобиться. Или PR-специалист. Один из моих коллег говорит (на мой взгляд, обоснованно), что обычный PR и боевой (кризисный, антикризисный) PR - это вообще совершенно разные вещи, только буковки одинаковые. СБ - наверное да, допускаю.


-- hound написал 23 января 2011 15:44
Игорь, сорри, похоже я увел обсуждение в сторону от тех вопросов, которые Вы планировали обсудить.


-- asket написал 23 января 2011 15:53

hound написал:
[q]
А научить свою группу сотрудников... Ну вот обычный юрист в компании. Он обычно договорник, ну или по трудовому праву. Корпоративное право очень далеко от этого. И юрист по уголовному праву тоже может понадобиться. Или PR-специалист. Один из моих коллег говорит (на мой взгляд, обоснованно), что обычный PR и боевой (кризисный, антикризисный) PR - это вообще совершенно разные вещи, только буковки одинаковые. СБ - наверное да, допускаю.
[/q]


Я так понимаю, в крупной организации(например в банке), в принципе,можно создать свою команду и повышать её профессионализм путём семинаров по тематике ht и семинаров,которые проводят некоторые из участников данного ресурса?


-- hound написал 23 января 2011 15:56

asket написал:
[q]
Я так понимаю, в крупной организации(например в банке), в принципе,можно создать свою команду и повышать её профессионализм путём семинаров по тематике ht и семинаров,которые проводят некоторые из участников данного ресурса?
[/q]

В некоторых крупных организациях (я выше приводил пример) уже есть.
Насчет банка... Мне неизвестны случаи, когда бы банк отбился без привлечения спецов, но мне известны случаи, когда отбился с привлечением спецов.


-- asket написал 23 января 2011 16:06

hound написал:
[q]
В некоторых крупных организациях (я выше приводил пример) уже есть.
Насчет банка... Мне неизвестны случаи, когда бы банк отбился без привлечения спецов, но мне известны случаи, когда отбился с привлечением спецов.
[/q]


ок,спасибо.

Давайте подведём итоги первого этапа недружки.Выходит,если сбор информации ведётся по открытым источникам,без официальных запросов,выявить факт интереса к организации очень сложно.Верно?


-- hound написал 23 января 2011 16:16

asket написал:
[q]
Давайте подведём итоги первого этапа недружки.Выходит,если сбор информации ведётся по открытым источникам,без официальных запросов,выявить факт интереса к организации очень сложно.Верно?
[/q]

Верно. Кое-какие инструменты есть, но назвать их "сильно работающими" было бы неверно.
Хотя, я думаю, итоги подводить несколько рано - и уж вообще это должен бы сделать старттопик когда сочтет нужным.


-- asket написал 23 января 2011 16:30

hound написал:
[q]
Кое-какие инструменты есть, но назвать их "сильно работающими" было бы неверно.
[/q]


А поподробней,если можно,конечно


hound написал:
[q]
Хотя, я думаю, итоги подводить несколько рано - и уж вообще это должен бы сделать старттопик когда сочтет нужным.
[/q]


Согласен.


-- hound написал 23 января 2011 16:40

asket написал:
[q]
А поподробней,если можно,конечно
[/q]

Ну мы же их уже обсудили.


-- asket написал 23 января 2011 16:56

hound написал:
[q]
Ну мы же их уже обсудили.
[/q]


Мы выяснили,что если сбор ведётся без офиц запросов,то флаги не работают.Я поэтому и спросил,так как не знаю ни одного способа,как можно выявить интересантов,когда идёт сбор информации об организации-жертве и её сотрудниках через анализ сообщений в СМИ,соц.сетях, ИБД,то есть без обращений в органы и к людям.


-- hound написал 23 января 2011 16:59

asket написал:
[q]
как можно выявить интересантов,когда идёт сбор информации об организации-жертве и её сотрудниках через анализ сообщений в СМИ,соц.сетях, ИБД,то есть без обращений в органы и к людям.
[/q]

Правильно - никак.


-- ZN_ написал 23 января 2011 17:53
А в Украине банки успешно отбиваются без аутсорсеров. Но только потому, что атакующая сторона совершенно бездарна. Примеры - Укрсоцбанк (потушили за сутки), Пивденный (просто заказчик явно не знал, чего хочет, но банк валить побоялся), Форум (очень тупая защита, но она выдержала наплыв атакующих профанов)...

При этом, я уверен на 100% только один из этих банков знал, кто его атакует. остальные просто провели анализ инструментария, и без каких-либо разведывательных действий приняли определенную стратегию.

Как вывод: прежде всего для начала необходим анализ. Если он говорит о том, что атакуют профаны - нет смысла подключать разведку. Хватит и кризисных пиарщиков.


-- hound написал 23 января 2011 17:58

ZN_ написал:
[q]
А в Украине банки успешно отбиваются без аутсорсеров.
[/q]


ZN_ написал:
[q]
Хватит и кризисных пиарщиков.
[/q]

В украинских банках свои кризисные пиарщики?


-- ZN_ написал 23 января 2011 18:10
Нет, пиарщики там так себе))) Но Гуглом пользуются.
Потом в банках очень медленно принимаются решения. И пока дойдут то необходимости взять кого-то на помощь - атака уже захлебывается.
Я акцентирую внимание на том, что атаковать не умеют. Защищаться, естественно, тем более. Но пока не от кого. Единственный красивый проект с точки зрения атаки - ПИБ, Но и там первые 4 месяца работали какие-то недотепы.


-- hound написал 23 января 2011 18:26

ZN_ написал:
[q]
Я акцентирую внимание на том, что атаковать не умеют.
[/q]

В этом случае нет необходимости выстраивать полноценную защиту. Это ведь дело не слишком дешевое.



-- ZN_ написал 24 января 2011 11:38
Да, еще из опыта - функция СБ в банках сведена до проверки кандидатов на вакансии и мониторинга происходящего. Реакция на какие-то изменения в информпространстве всегда веселая. Но, нередко, действенная.
К примеру, филиал одного из крупнейших банков РФ раз в неделю обнаруживал зеркало своего корпоративного сайта. И обращался в хостинг с просьбой закрыть. Это сработало.
Другой банк, увидев в ЖЖ мой коммент на "боевой" странице против банка - решил, что нужно звонить мне и выяснять...


-- hound написал 26 января 2011 14:21
Что-то заглохло... Игорь, что-то не так?


-- asket написал 30 января 2011 12:08
Судя по всему, тема окончательно закрыта?


-- hound написал 30 января 2011 13:52
Чтобы немного оживить тему antiraider-ru.livejournal.com/


-- asket написал 30 января 2011 23:58

hound написал:
[q]
Чтобы немного оживить тему antiraider-ru.livejournal.com/
[/q]


Закон не нарушен(правда,я не знаю каким образом сняли фильм про дачу на охраняемой территории),клиента защитили-хорошая работа.


-- Dimi3 написал 31 января 2011 19:13

hound написал:
[q]
Чтобы немного оживить тему antiraider-ru.livejournal.com/
[/q]

:laugh:
Еще можно так озаглавить (типа кейс): "Пример активных мероприятий для противодействия рейдерским захватам".


-- asket написал 3 февраля 2011 1:12

ZN_ написал:
[q]
Реакция на какие-то изменения в информпространстве всегда веселая. Но, нередко, действенная.
[/q]


А не могли бы Вы привести примеры,когда необдуманные действия СБ банка(и какие,если можно) облегчали жизнь нападающей стороне?Спасибо.


Этот форум работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2007, 4X_Pro, Объединенный Открытый Проект